Рынок электротранспорта в Украине закрыт и зависит только от муниципальных тендеров
Простой украинец не может сделать так, как сделали грузины - герои советского анекдота. Купить новый троллейбус или трамвай "просто так" в нашей стране невозможно. И не только потому, что купленному "просто так" электротранспорту будет негде ездить, а потому что цены неизвестны, а производители отказываются публиковать стоимость своей продукции в открытом доступе.
Электротранспорт в нашей стране физически может ездить только по линиям, принадлежащим коммунальным (муниципальным) предприятиями - перевозчикам. Частных перевозчиков и частных линий электротранспорта в Украине нет. Соответственно, купленный "просто так" частным лицом трамвай или троллейбус будет обречен стоять где-то до лучших времен.
Коммунальные предприятия, в силу ограничений законодательства, могут приобретать новый или подержанный подвижной состав только на основе тендерных процедур - так как подобного рода техника стоит явно дороже 100 тысяч гривен, пороговой суммы закупки.
Соответственно, производители электротраспорта могут на территории нашей страны продавать свою продукцию только по муниципальным тендерам, и никак иначе. То есть, открытого и прозрачного рынка электротранспорта в Украине не существует.
Чтобы понять, в каком состоянии находится так называемый рынок электротранспорта, мы проанализировали все тендеры на закупку новых троллейбусов, объявленные украинскими коммунальными предприятиями в этом году, которые были успешно завершены или хотя бы дошли до стадии раскрытия предложений. Таким образом мы очертили круг производителей, их ассортимент и те цены, по которым техника продавалась в разные города. Трамваи мы не анализировали по причине гораздо меньшего объема закупок и всего двух реальных производителей.
Реальных производителей троллейбусов в стране сейчас четыре. Это "Богдан" (Дочернее предприятие "Автосборочный завод №1 ПАО "Автомобильная компания "Богдан Моторс"), "Электрон" (ООО "Совместное украинско-немецкое предприятие "Электронтранс"), "Эталон" (ЧАО "Черниговский автозавод") и ЛАЗ (ООО "СТГ Инжиниринг"). "Богдан" в этом году предлагал модель "Т70117", "Электрон" с моделью "Т191", "ЛАЗ" предлагает разные модификации модели "Е183", а "Эталон" имеет лишь одну модель троллейбуса, не совсем легально скопированную с белорусского троллейбуса "БКМ-321".
Также на тендеры заявляется как производитель ООО "Литан", которое занимается "отверточной" сборкой белорусских троллейбусов "МАЗ-103Т" и "МАЗ-203Т", а также украинские дилеры белорусских компаний "МАЗ" и "Штадлер-Белкоммунмаш", которых мы не учитываем.
Поэтому для анализа мы взяли только продукцию вышеобозначенных реальных производителей - в 2016 и 2015 годах. При этом хорошо заметно, что по итогам тендеров, объявленных в 2016 году, троллейбусы несколько подорожали сравнительно с 2015 годом. Это подорожание отражает и рост курса доллара, который почти весь 2015 год держался на отметке до 22 гривен, а затем возрос до 25, что актуально при наличии в украинских троллейбусах импортных комплектующих в виде блоков силовой электроники.
И вот тут начинаются удивительные ценовые метаморфозы. Как видно в инфографике, один производитель с одной моделью троллейбуса продавал ее или пытался продавать в диапазоне от 4,1 до 6,4 млн. гривен за троллейбус. Второй производитель "стабилен" и просит не менее 6 миллионов гривен за троллейбус. Еще один демпингует, но проигрывает из-за остановленного еще в 2013 году производства, а последний - не может продать свои троллейбусы даже тому городу, в котором находится.
Исходя из этого, мы можем с полной уверенностью заявить, что "закрытость" рынка электротранспорта и полная зависимость его от тендеров может порождать коррупционные процессы в виде "откатов".
Первая схема проста: то или иное коммунальное предприятие объявляет о готовности купить № троллейбусов за определенную сумму денег. Производители немедленно выстраиваются в очередь, выставляя свои предложения по цене слегка отличающейся от заявленной заказчиком. И не беда, если другой город одновременно покупает ту же самую модель на несколько сотен тысяч гривен дешевле...
Вторая схема носит следы сговора всех сторон между собой. Коммунальное предприятие-заказчик хочет купить троллейбусы по достаточно высокой цене - закладывая ее под предложения самого "дорогого" поставщика, с которым заказчик хочет иметь дело. При этом другие участники тендера почему-то ставят цену на свою продукцию, немного, но дороже, чем тот самый "дорогой" поставщик - тот и выигрывает, оказавшись, внезапно, самым дешевым.