Фото дня: едем на одесском трамвае на Дачу Ковалевского
Дача Ковалевского - это одновременно и название улицы, и обозначение целого района вдоль морского побережья от мыса Большой Фонтан почти до Люстдорфа. Свое название он получил от владений купца Тимофея Ковалевского - того самого, кто в середине XIX века попытался проложить первый в Одессе воропродовод из подземных артезианских источников - Фонтанов.
Один из двух старых трамвайных мостиков над Рыбачьей Балкой
В конце XIX века от 16-й станции Большого Фонтана, где заканчивалась линия паровика, проложили линию конки до самого поместья Ковалевского - Дачи Ковалевского. А с 1907 года от последней остановки конки около Дачи Ковалевского пошел первый электрический трамвайчик до Люстдорфа - предшественник всех одесских трамваев.
На втором мостике над Рыбачьей балкой в советское время заменили пролет на типовую бетонную конструкцию
Когда же в 1910 году Люстдорфский трамвай стал составной частью одесского трамвая, то его линия оказалась соединена со всей остальной трамвайной сетью города - по бывшей конке на Даче Ковалевского. Тогда же, в 1911-1912 гг. перестроили заново мосты над Рыбачьей Балкой - вместо одного деревянного моста построили два каменных. Они служат и поныне, по ним регулярно ходят трамваи.
Трамвай на мосту на фоне недостроенных высоток на 16-й станции Фонтана
До начала 1930-х гг. трамваи в Люстдорф шли именно здесь, через Дачу Ковалевского. Когда же в 1934 году запустили первую в Одессе линию трамвая широкой колеи, то трамвай на Даче Ковалевского "укоротили" - он стал заканчиваться здесь тупиком.
Между мостиками и улицей Долгой трамвай идет по узкому краю обрыва
И на фоне сталинских санаторных зданий
В 1961 году трамвай вдоль Дачи Ковалевского, к тому времени переименованной в улицу Амундсена, также перестроили на широкую колею. Но линия осталась однопутной с одним разъездом.
Разъезд у остановки "Монастырь"
Так продолжалось до 1989 года, когда на ее конечной остановке построили разворотное кольцо.
Около улицы Долгой линия трамвая проходит по еще одному мостику, сейчас наполовину засыпанному землей и мусором
Дача Ковалевского перестала быть далекой курортной окраиной Одессы. Сейчас это сочетание доживающих свой век санаториев и детских летних лагерей с частным сектором и таунхаусами. Конечная остановка трамвая находится рядом с центральным входом в мемориальный парк на месте бывшей 411-й береговой батареи - самого популярного места отдыха жителей всего Киевского района Одессы на свежем воздухе, не считая пляжей.
В настоящее время по Даче Ковалевского ходит один 19-й маршрут, обслуживаемый одним вагоном. Обычно это - специально модернизированный в 2005 году вагончик "Татра" с двумя дверями с бортовым номером 3088.
Маршрут короткий, вагончик ждать приходится всего 20-25 минут. Несколько лет назад были попытки удлинить 19-й маршрут до Куликова поля - но интервалы движения при этом составляли почти час. В результате маршрут остался не слишком популярным, и его укоротили снова.
На конечной остановке - кольце около 411-й батареи