В Одессе испытали одну из первых в мире систем монорельса (ФОТО)
Инженер Ипполит Романов сконструировал первую подвесную дорогу на электрической тяге в Гатчине, в пригороде Санкт-Петербурга в 1900 году.
В основе конструкции монорельса Романова лежала решетчатая путевая балка, которая крепилась к "Г"-образным в форме опорам. На нее были помещены две двухосные тележки, к которым с помощью пружинных амортизаторов подвешивался вагон, внешне похожий на трамваи того времени. Каждая тележка опоясывала балку с трех сторон. На их боковых частях в горизонтальном положении одно над другим были смонтированы два направляющих колеса, что позволяло им прочно удерживаться на балке. На верхней площадке тележек устанавливался электродвигатель мощностью 6 кВт, а также бегунковые и ходовые колеса.
Вагончик монорельса в Гатчине
Тележка могла перемещаться со скоростью 15 км/ч, при этом расстояние от ее днища до земной поверхности было 75 см. Электродвигатели питались от контактного провода, который крепился на изоляторах путевой балки, при этом обратным проводом выступала непосредственно сама балка.
Схема подвески вагона монорельса
Линия монорельса длиной около 200 метров была проложена на участке между Гатчинским дворцом и Балтийским вокзалом. Она проходила по прямой, но на концах была оборудована поворотными кольцами.
Линия монорельса с разворотным кольцом в Гатчине
Первые опыты с подвижной дорогой были им сделаны в Одессе в 1895 г,. Их проведение было настолько успешным, что это вдохновило Романова создать проект монорельса, связывавшего Москву с Петербургом и Нижним Новгородом, а также предложить идею постройки кольцевой дороги вокруг столицы. Подробностей испытаний в Одессе не сохранилось. Но известно, что проходили они под эгидой и на материальной базе отделения Русского технического общества, чье здание известно как "Масонский дом". Также совершенно очевидно, что речь при этом шла не о постройке полноценной ветки монорельса, а о создании миниатюрной модели и различных проектных изысканиях.
Позже идеи монорельса Романова рассматривались компанией, проектировавшей магистраль из России через Сибирь на Аляску и в Соединенные Штаты.
Кроме того, Романов разрабатывал вариант автоматического вождения монорельса. "Так как движение производится электрической энергией, передаваемой по медному проводу вдоль всего пути, то этой же энергией можно воспользоваться для автоматического деления всего пути на участки, на которых одновременно может находиться только один поезд. Всякий поезд может приблизиться к идущему впереди не более, как на известное расстояние, напр. около 1,5-2 верст. Когда расстояние между поездами уменьшается до этого предела, то сзади идущий поезд останавливается, хотя, конечно, в случае надобности особым прибором поезда могут быть приближены друг к другу на желаемое расстояние. Ускорение или замедление может быть сделано автоматически, так что невнимание или небрежность машиниста исправляются независимо от него."
Линия монорельса в Гатчине
Романов предлагал строить монорельсовые дороги трех типов:
- для перевозки почты и легких посылок;
-"для перевозки грузов большого объема и веса: хлеба, руды, камня, земли и цемента"
-для перевозки пассажиров и больших грузов.
Открытка, изображающая гипотетический вокзал монорельса
Однако отсутствие интереса со стороны деловых кругов поставило крест на этих начинаниях. Через несколько лет конструкция Ипполита Владимировича была демонтирована. А сам Романов занялся продолжением своих прежних разработок - проектированием электромобилей.
Ипполит Романов
По материалам журнала "Нива", №30 за 1900 год, журнала "Гатчина сквозь столетия"