Когда в Одессе поедет скоростной трамвай "Север-Юг" и на чем будут перевозить пассажиров
Трамвай через весь город: сначала беспересадочный, потом скоростной
Завершилась затянувшаяся по времени реконструкция улицы Преображенской - на уложенные заново рельсы вернулись прежние трамвайные маршруты. Благодаря этому уже сейчас можно запускать прямой маршрут "Север-Юг" от жилмассива имени Таирова на поселок Котовского, о котором так много и так долго говорилось. Детальные подробности проекта - в нашем аналитическом обзоре. Для данного маршрута необходимо не менее 50 трамваев, причем крайне желательно - в виде вагонов большой вместимости или двухвагонных составов.
Совершенно очевидно, что на первых порах перевозить пассажиров будут на тех трамваях, которые есть сейчас в городе - произойдет простое перераспределение подвижного состава. То есть, те вагоны, которые сейчас обслуживают более короткие маршруты в сторону Люстдорфа и поселка Котовского будут ходить через весь город. В данный момент все одесские трамваи работают в виде одиночных вагонов. А их вместимость такова, что пока не позволяет перевозить массовые пассажиропотоки.
По срокам запуска маршрута вывод можно сделать лишь один. На первых порах, до масштабной реконструкции путей в сторону поселка Котовского, это будет пока что не скоростной трамвай, а обычный. Но - беспересадочный, "магистральный". "Мы предпочитаем называть этот маршрут сейчас магистральным. Что же касается трассы "Север-Юг", то работа продолжается, и следующий этап — это перекладка путей на участке от Пересыпи до Паустовского. В этом нам помогает Мировой банк, а также Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банка. Надеемся, что в 2019 получится приступить к работам. Также планируется реконструкция Новощепного ряда" - подчеркнул директор КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Жеман. Также он еще раз отметил важность обособления трамвайных путей от автомобильного движения в центре города - работа над чем, по словам Жемана, ведется.
Согласно проекту, лишь после завершения ремонтов путей и реорганизации схем движения на перекрестках, получится поднять среднюю маршрутную скорость трамваев на линии "Север-Юг" с нынешних 15-16 км/час (с учетом остановок, светофоров и т.д.) до 22 км/час и более, что соответствует советскому нормативу скоростного трамвая. Пока же придется, как говорится, ездить теми трамваями, что есть, по тем рельсам, которые есть. По срокам такой "обычный" маршрут с поселка Котовского до жилмассива Таирова обещают запустить уже к сентябрю. И затем, по мере закупок новых вагонов и реконструкции путей он будет постепенно "ускоряться".
Какие трамваи имеются в Одессе и сколько
На данный момент это, в большинстве своем, модернизированные в период 2002-2012 гг. с установкой чешской электронной системой управления "Cegelec" вагоны модели "Татра-Т3" вместимостью 120 человек - их имеется 111 штук, причем часть проходит повторный капитальный ремонт с обновлением салона и перекраской согласно бренд-буку.
Однако, из-за ошибочных решений, сделанных в начале модернизации, только 6 из данных 111 вагонов имеют техническую возможность работы в двухвагонных составах, остальные - только одиночными вагонами.
Одесса, двухвагонный состав из модернизированных "Татр"
Кроме того, имеется 10 трамваев "Татра-Т3А", ранее работавших в Риге и там модернизированных с венгерской электронной системой управления. Эти вагоны могут работать в составах по два вагона - но сцеплять их можно только между собой.
Одесса, двухвагонный состав из закупленных в Риге подержанных "Татр"
В Одессе есть 82 вагона модели "Татра-Т3", которые не проходили капитальную модернизацию и остались с устаревшей реостатно-контакторной системой управления. 11 из них были куплены подержанными в Чехии в 2012 году. Остальные - остались еще с советских времен и сейчас предельно изношены. Из 71 такого вагона сейчас технически исправны лишь 40, да и те требуют ремонта. Часть из них, в первую очередь, Б/У вагоны из Чехии, могут быть сцеплены в двухвагонные составы.
Одесса, двухвагонный состав из старых "Татр"
Среди вагонов чуть большей вместимости имеется 12 единиц производства компании "Татра-Юг". Это один трамвай модели "Татра-Юг-Т6В5" 1997 г. выпуска, 10 вагонов модели "К1" 2006-2008 гг. выпуска, отличающейся от "Т6В5" лишь дизайном и упрощенной и более жесткой конструкцией ходовых тележек. Последний - закупленный в конце 2015 г. трамвай "К1М" - версия "К1" с низким уровнем пола в середине салона. Вместимость таких трамваев 150-170 человек. Работать они могут только поодиночке. Некорые из них сейчас также проходят капитальный ремонт.
Однако, в Киеве трамваи "К1" и "К1М" работают в двухвагонных составах.
Состав в Киеве: "К1М" и "К1"
На данный момент в Одессе есть уже 14 трамваев "Т3 КВП Од" местного производства, еще два собирают из машинокомплектов в вагоноремонтных мастерских. По документам это капитальная модернизация старых "Татр", фактически же - совершенно новые вагоны. Их корпуса строит фирма "Политехносервис" по проекту чешской компании "Прагоимекс". По сути - это новый корпус "Татры-Т3", который длиннее примерно на полтора метра, а в средней части салон имеет низкий уровень пола. В Одессу такие корпуса закупают в комплекте с чешский системой управления "Cegelec".
Еще шесть вагонов подобного типа заказаны с совершенно новым, разработанным специально для нашего города, дизайном.
Теоретически, после небольшой доработки, такие вагоны могут работать в двухвагонных составах - с такими же, либо с ранее модернизированными "Татрами". Такие "смешанные" составы из двух вагонов разных моделей на основе "Татры", но с одинаковой системой управления широко распространены в различных городах Чехии.
Прага, состав из вагон "Т3R.PLF" - нового вагона с удлиненным корпусом и частично низким полом и обычного модернизированного вагона "Татра-Т3"
Таким образом, из примерно 50 необходимых на сквозной маршрут весной 2018 года могут быть выпущены 16 частично низкопольных трамваев местной сборки, 1 частично низкопольный "Татра-Юг", 11 оставшихся вагонов "Татра-Юг" с высоким уровнем пола, а также шесть только что закупленных вагонов. Это даст 34 вагона вместимостью 150 человек. Остальные вагоны будут старыми "Татрами", которые из-за их малой вместимости придется сцеплять в двухвагонные составы. Всего в данный момент трамвайщики без серьезных доработок и вложений средств могут сделать до 13 таких составов: 3 из модернизированных "Татр", 5 из бывших рижских, 5 из бывших пражских вагонов.
Планы закупок трамваев по европейским кредитным линиям
Не секрет, что для "апгрейта" существующего трамвая в скоростной по линии "Север-Юг" Одесса собирается получать кредиты от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) общим объемом почти 60 миллионов евро. По текущему курсу это чуть более 1,8 миллиардов гривен - почти пятая часть годового бюджета Одессы. И, согласно технико-экономическому обоснованию, это минимально необходимая сумма для того, чтобы получить более-менее приемлемый скоростной трамвай длиной 32 километра, который свяжет между собой крупнейшие жилмассивы города через исторический центр. Эти деньги пойдут на поэтапную реконструкцию путей от Пересыпского моста до улицы Паустовского, а затем - от Старосенной площади до Люстдорфа. Также предусмотрена закупка 56 новых трамваев.
На основании ныне идущих переговоров с экспертами ЕБРР планы по закупке вагонов уже конкретизированы. Это 56 трамваев, из которых 16 будут многосекционными большой вместимости с низким уровнем пола. Оставшиеся 40 - частично низкопольные одиночные вагоны. Отметим, что данные закупки будут проходить параллельно с самостоятельной сборкой вагонов за счет городского бюджета. То есть - новых трамваев, в итоге, будет существенно больше, чем 56. Тем более, что у нынешней городской власти на данном этапе есть политическая воля для обновления электротранспорта.
В настоящее время Одесса находится на стадии рассмотрения ее заявок и технико-экономического обоснования проекта. Ожидается, по словам Дмитрия Жемана, что в этом году, после утверждения на сессии горсовета, будет подписан кредитный договор с ЕИБ. Ранее Кабинет министров уже одобрил первые шесть проектов в четырех городах Украины.
Речь идет об участии Одессы во всеукраинском проекте "Городской общественный транспорт", в рамках которого ЕИБ предлагает городам Украины до 220 миллионов евро в виде "дешевых" кредитов на крупные инфраструктурные проекты и обновление подвижного состава городского электротранспорта. Еще столько же предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), что в итоге составляет около 440 миллионов евро.
Также в Одессе работает миссия Мирового банка. Недавно ее эксперты представили отчет с рекомендациями для местных властей Одессы о том, как реформировать городской общественный транспорт. Цена вопроса колеблется, в зависимости от вариантов и этапов реализации реформы, от 64 до 625 миллионов долларов. Суть предлагаемых проектов - изменения маршрутной сети общественного транспорта на первом этапе и масштабное обновление трамвайного парка в долгосрочной перспективе.