Горсовет рассмотрит выделение европейского кредита «Одесгорэлектротрансу» на скоростной трамвай
«Городской общественный транспорт Украины» это большая инфраструктурная кредитная программа, которая финансируется Европейским инвестиционным банком. В рамках этой программы ЕИБ выделил городам Украины на транспортные и инфраструктурные проекты 200 млн. грн. – соответствующее соглашение было подписано 11 ноября 2016 года Министром инфраструктуры Украины Владимиром Омеляном и вице-президентом Европейского инвестиционного банка Вазилом Гудаком.
Предполагается, что общая стоимость проекта составит более 400 млн. евро. Европейский инвестиционный банк предоставляет кредит сроком до 22 лет с льготным периодом до 5 лет под государственные гарантии. Источником дополнительного финансирования могут стать кредиты Европейского банка реконструкции и развития, средства местных бюджетов, а также иных инвесторов. С самого начала участие в программе «Городской транспорт Украины» принимают транспортные предприятия Белой Церкви, Ивано-Франковска, Кременчука, Луцка, Львова, Киева, Одессы, Сумов, Тернополя, Харькова и Чернигова. На данный момент сумма «дешевого» кредита ЕИБ уже возросла до 220 млн. евро, а общая стоимость программы – до 440 млн. евро.
Одесса является одним из наиболее крупных заемщиков в этой кредитной программе. Изначально в рамках реализации программы в 2016 году были заявлены работы по капитальному ремонту и реконструкции 32 км. трамвайных линий, замена восьми тяговых подстанций, а также покупка 56 трамваев. Общая сумма по проекту – 59,7 млн. евро.
Недавно одесский исполком уже утвердил на своем заседании данный проект. Теперь очередь за сессией городского совета.
В конце лета 2018 года власти Одессы окончательно определились с использованием средств. Речь идет о 49 млн. евро кредитных ресурсов и 10 млн. евро налога на добавленную стоимость, которые бюджет города берет на себя. За кредитные средства Одесса создаст линию магистрального скоростного трамвая «Север – Юг» длиной в 32 км. Фактически инфраструктура этой линии существует уже сегодня, однако движение на ней возможно лишь со скоростью не более 15 – 17 км./час. После соответствующей модернизации маршрутная скорость должна возрасти до 22 км/час и более.
Большая часть этого кредита - 33 млн. евро, пойдет на закупку новых сочлененных трамваев. Таких вагонов должно быть 37 – 16 многосекционных с низким уровнем пола и еще 21 двухсекционный длиной не менее 20 метров с низким или частично низким уровнем пола.
12 млн. евро, уйдет на реконструкцию 13 км. трамвайных путей от Пересыпского моста до улицы Паустовского. Планируется, что трамвайное движение во время реконструкции закрывать не будут, а будут использовать реверсивное движение по одному пути. Время реализации с учетом современных технологий оценивают в срок менее одного года.
Еще 14,7 млн. евро потратят на реконструкцию контактной сети и кабельных линий, а также реконструкцию тяговых подстанций.
Каждый из пунктов программы по-своему очень важен. Новый подвижной состав сделает трамвай Одессы более быстрым и комфортным, реконструкция путей также увеличит скорость движения, а реконструкция контактных и кабельных сетей, а также тяговых подстанций даст возможности уменьшить расходы электрической энергии, что немаловажно в наше время, когда она возрастает в цене. Отрадно, что практически все работы могут быть выполнены украинскими предприятиями. В Украине есть и производители современных трамваев, и компании способные строить трамвайные линии, и поставлять оборудование тяговых подстанций – две такие компании – Запорожский электроаппаратный завод и фирма «Плутон» имеют значительный опыт в этой отрасли.
Кредит берут на 24 года под 5% годовых. Первый транш составит около 20 млн.евро.
Получение кредита уже предварительно согласовано исполкомом Одесского городского совета, теперь слово за одесскими депутатами. После этого проект магистрального (скоростного) трамвая должен быть утвержден Кабинетом Министров. Подписание самого договора с ЕИБ можно ожидать до конца года.