Одесский исполком утвердил кредит на 49 миллионов евро на трамвай "Север-Юг"

Александр Вельможко  |  Четверг , 30 августа 2018, 11:35
Процесс получения кредита Европейского инвестиционного банка на создание магистрального трамвайного маршрута "Север-Юг" на сумму 49 миллионов евро выходит в рабочую плоскость - проект утвержден исполкомом и будет вынесен на сессию городского совета. Разбираемся - что будут делать, сколько денег потратят и на что. И самое главное - когда можно будет говорить о полноценном запуске магистрального или скоростного трамвая.
Одесский исполком утвердил кредит на 49 миллионов евро на трамвай "Север-Юг"

На своем заседании 30 августа одесский исполком утвердил участие коммунального предприятия "Одесгорэлектротранс" в проекте "Городской общественный транспорт Украины" за кредитные средства Европейского инвестиционного банка. Далее это предстоит утвердить на очередной сессии Одесского горсовета. И лишь после этого банк сможет начать все остальное - тендерные процедуры и непосредственное выделение денег. На что же и как собираются потратить баснословную для Одессы сумму в 59 миллионов евро? 49 миллионов выделит Европейский инвестиционный банк в рамках кредита, а еще почти 10 миллионов, которые пойдут на уплату НДС, власти берут на себя.


 

Европейский инвестиционный банк и украинский транспорт

Одесса участвует во всеукраинском проекте "Городской общественный транспорт", ратифицированном на уровне Кабмина и Верховной Рады, в рамках которого ЕИБ предлагает городам Украины до 220 миллионов евро в виде "дешевых" кредитов на крупные инфраструктурные проекты и обновление подвижного состава городского электротранспорта. Еще столько же предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), что в итоге составляет около 440 миллионов евро

В настоящее время большинство городов нашей страны, благодаря запущенному процессу бюджетной децентрализации смогли начать процесс обновления подвижного состава электротранспорта, что видно по резко увеличившемуся числу осуществленных тендерных закупок троллейбусов в 2015-2016 гг. сравнительно с периодом 2009-2014 гг. Подвижной состав трамвая при этом практически не обновляется из-за более высоких и даже завышенных цен. Однако, некоторые города смогли в качестве альтернативы запустить собственное мелкосерийное производство трамваев, либо различными методами закупить подержанные вагоны в Евросоюзе.

В госпрограмме участвуют Одесса, ХарьковКиевБелая ЦерковьВинницаИвано-ФранковскЗапорожье, Кременчуг, Луцк, Львов, НиколаевСумы, Тернополь, ЧерниговЧерновцы и другие города. При этом в Одессе, Харькове и Киеве, получающих наибольший объем финансирования, будут закупать подвижной состав трамваев, метрополитена, создавать новые или реконструировать имеющиеся линии рельсового транспорта с их "апгрейдом". Другие города ограничиваются обновлением троллейбусного парка и строительством, в некоторых случаях, новых троллейбусных линий. Стоит отметить, что сравнительно с другими городами, больше всего получает Одесса, которая обновит городской транспорт на 60 миллионов евро. 

"Для Евросоюза, кроме экологии, очень важна безопасность людей. Мы здесь, чтобы оказать помощь Одесскому городскому совету в реализации важного масштабного проекта. Финансовые показатели города и правильная работа с документами дают нам все основания для подготовки с нашей стороны документации для кредитования" - отмечает транспортный эксперт ЕИБ Иштван Хайнсзингер, подчеркивая готовность Одессы к реализации масштабного инфраструктурного проекта.


 

 

Что будут делать в Одессе на 59 миллионов евро

На эти деньги, которые по нынешнему курсу составляют более чем 1,8 миллиарда гривен, предполагается реализовать проект под названием "Магистральный трамвайный маршрут прямого сообщения "Север-Юг". Его проект предусматривает модернизацию существующих линий трамвая с поселка Котовского до жилмассива имени Таирова через центр города до стандартов скоростного трамвая со средней маршрутной скоростью более 22 км/час. Маршрут длиной около 32 километров технически готов к запуску уже сейчас, но с рядом оговорок: по существующим путям и с тем подвижным составом, который уже имеется. На данном этапе это будет возможно лишь с маловместительными одиночными трамвайными вагонами и со средней маршрутной скоростью 15-17 км/час.

Учитывая постепенное доведение маршрута "Север-Юг" до нужных стандартов и размытость определения скоростного трамвая в современных украинских строительных нормах, данную линию назвали "магистральной". "Мы предпочитаем называть этот маршрут сейчас магистральным. Что же касается трассы "Север-Юг", то работа продолжается, и следующий этап — это перекладка путей на участке от Пересыпи до Паустовского. В этом нам помогает Мировой банк, а также Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банка. Надеемся, что в 2019 получится приступить к работам. Также планируется реконструкция Новощепного ряда" - отметил директор КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Жеман.

Самая большая статья расходов по проекту - приобретение новых трамваев. На это пойдет 33 миллиона евро, из которых 5 миллионов составляет НДС. На основании ныне идущих переговоров с экспертами ЕИБ и ЕБРР планы по закупке вагонов уже конкретизированы. Это 37 трамваев, из которых 16 будут многосекционными большой вместимости с низким уровнем пола. Оставшиеся 21 - полностью или частично низкопольные двухсекционные вагоны длиной не менее 20 метров. Отметим, что данные закупки будут проходить параллельно с самостоятельной сборкой вагонов за счет городского бюджета. Возможно, что для этой закупки будет локализовано в Одессе производство чешских низкопольных вагонов.

Вторая статья расходов с 12 миллионами евро (2 миллиона на НДС) - это реконструкция трамвайных путей на участке от Пересыпского моста до улицы Паустовского. Она будет происходить поэтапно, без закрытия движения. На реконструируемых участках будет организована временная реверсивная схема движения (по одному пути трамваи будут идти в две стороны). Длина данного участка - около 13 километров. Существующие технологии позволяют выполнить весь объем работ за достаточно короткие сроки - менее одного года. Скорее всего, здесь будет использован тот же метод укладки путей, что и на магистральных железных дорогах - рельсы на железобетонных шпалах на щебневой подушке с гидроизоляцией. 

Реконструкция контактной сети и кабельных линий будет стоить 7,7 миллионов евро. Еще в 7 миллионов евро обойдется реконструкция тяговых подстанций. Из этой суммы 2,45 млн. евро уйдет на НДС.

Кредит берется сроком на 24 года по процентной ставке 2% годовых. Его первая очередь составит около 20 миллионов евро, что примерно соответствует стоимости реконструкции путей и контактной сети на линии трамвая от Пересыпского моста до Паустовского. "В настоящий момент уже подтвержден компонент в 20 миллионов евро от Мирового инвестиционного банка, мы сейчас готовим технико-экономическое обоснование" - заявил во время заседания исполкома глава департамента экономического развития мэрии Сергей Тетюхин.


 

Когда же скоростной трамвай будет готов

Ранее Кабинет министров уже одобрил первые шесть проектов в четырех городах Украины. Скорее всего, дальнейшее утверждение проекта состоится на сессии горсовета 19 сентября. После этого, в течение сентября - октября 2018 года проект скоростного (магистрального) трамвая будет утвержден в Кабмине. И это позволит до конца 2018 года подписать кредитный договор с Европейским инвестиционным банком.

Таким образом, в начале 2019 года следует ожидать начала тендерных процедур как по закупке новых трамваев, так и по выбору подрядчиков для реконструкции трамвайных путей, кабельных линий и тяговых подстанций. Тендеры, предположительно, на основе опыта сотрудничества с ЕБРР, займут около 5-6 месяцев. Таким образом, уже к концу 2019 года можно рассчитывать на начало поставок новых вагонов и первые этапы работ по реконструкции.

В итоге, основной объем работы будет выполнен в 2020 году. При этом, несмотря на выделение кредита, городу за собственные средства необходимо провести еще несколько "локальных" реконструкций путей.

Прежде всего это касается улицы Новощепной Ряд, отрезка улицы Преображенской длиной один квартал около рынка "Привоз", а также отдельные участки по Люстдорфской дороге, в частности - на площади Толбухина.

comments powered by HyperComments