Во Львове «электронный билет» введут не ранее 2020 года

Среда , 26 сентября 2018, 10:37
То, что львовянам придется ждать введения автоматизированной безналичной оплаты проезда в городском транспорте еще почти два года, стало ясно во время вчерашнего ежеквартального отчета команды по внедрению «электронного билета». Участниками отчета стали руководитель ЛКП «Львовавтодор» Роман Познанский и начальник отдела этого предприятия, непосредственно занимающийся вопросами внедрения автоматизированной системы безналичной оплаты проезда Сергей Журбенко.
Во Львове «электронный билет» введут не ранее 2020 года

Как уже сообщал «Пассажирский транспорт», о внедрении во Львове «электронного билета» начали говорить еще шесть лет назад в преддверии проведения в городе чемпионата Европы по футболу «Евро – 2012». За последние годы было сформировано две рабочие группы по вопросам внедрения автоматизированной безналичной оплаты проезда – первую возглавлял нынешний глава Львовской областной государственной администрации Олег Синютка, а вторую, которая действует и по сей день – заместитель городского главы Львова по вопросам развития Андрей Москаленко.

Еще первая рабочая группа по внедрению «э-билета» (так во Львове сокращенно называют автоматизированную систему безналичной оплаты проезда) пришла к выводу, что для реализации проекта будет необходимо получить кредитные ресурсы от Европейского банка реконструкции и развития. Соглашение о получении кредита от международной финансовой институции было подписано в ноябре 2016 года, а зимой 2017 года Верховная Рада Украины внесла изменения в ряд законодательных актов, которые сделали возможным введения «э-билета» в городах Украины.

Первой стадией внедрения электронного билета во Львове стало определение оператора системы автоматизированной безналичной оплаты проезда. В отличии от других городов Украины, где функцию оператора системы получили частные предприятия, Львов не решился передавать столь важную функцию частникам. Оператором «э-билета» стал львовский коммунальный «Львовавтодор» – предприятие, которое было заказчиком масштабной реконструкции трамвайных путей по маршрутам № 2 и 6, а также заказчиком строительства новой трамвайной линии в жилой массив Сихов. По мнению городских чиновников, «Львовавтодор» уже имеет опыт реализации достаточно крупных проектов в отрасли автоматизированного управления дорожным движением – при этом коммунальном предприятии существует Центр управления движением, к которому подключены «умные» светофоры, а также табло прогнозирования движения трамваев, установленные на остановках все той же «двойки» и «шестерки». «Львовавтодор» и стал получателем кредита в 10 млн. евро на внедрение «э-билета».

Вариант дизайна "электронного билета" во Львове

Для внедрения «э-билета» в структуре «Львовавтодора» был создан специальный отдел, который возглавил бывший заместитель начальника управления транспорт и связи Сергей Журбенко. Кроме того, была создана новая рабочая группа во главе с заместителем городского головы Львова Андреем Москаленком. С ноября 2016 года минуло уже почти два года, однако на данный момент ясно только как будет называться электронный билет во Львове – во время голосования победило название «Леокарт», а также как этот самый электронный билет будет выглядеть – его дизайн разработал львовский дизайнер Олег Стець, который и представил свои разработки журналистам, которые собрались послушать ежеквартальный отчет команды «э-билета».

На логичный вопрос журналистов, почему Львов первым объявил о внедрении «э-билета», а теперь «плетется в хвосте» у других украинских городах, в которых электронный билет уже стартовал либо идет подготовка к его внедрению в ближайшее время, ответил и.о. директора ЛКП «Львовавтодор» Роман Познанский.

По словам Романа Познанского, проволочка с внедрением «электронного билета» возникла в связи с тем, что Европейский банк реконструкции и развития, который предоставил городу кредит, очень долго определял третью сторону договора – независимого консультанта, которым стала австрийская фирма «iC consulenten». В обязанность этой фирмы является проведение контроля за реализацией проекта, а также формирование тендерного задания. Напомним, что согласно сообщениям львовских СМИ договор с австрийским консультантом был подписан почти год назад – аккурат в юбилей получения Львовом кредита ЕБРР – 16 ноября 2017 года.

«ЕБРР назначил нам консультанта на 11 месяцев позже, чем мы рассчитывали. Поэтому наши надежды на то, что система оплаты начнет работать уже в этом году не оправдались», – отметил Роман Познанский. По его словам «Львовавтодор» сейчас ожидает согласования тендерной документации от банка. «Надеемся, что в конце октября мы уже начнем тендерные процедуры по закупке самой системы. По наиболее песиместическим ожиданиям, они закончатся в апреле 2019 года. После того, как подпишем договор с победителем тендера, перейдем к этапу внедрения проекта. Основная часть будет длиться 12 – 18 месяцев – тогда заработает система оплаты. На полную реализацию проекта нам нужно два года», – рассказал Познанский. По словам руководителя «Львовавтодора», город заинтересован в том, чтоб устанавливать дорогое оборудование в обновленные автобусы, троллейбусы и трамваи: «Мы заинтересованы в том, чтоб устанавливать считыватели только в новые автобусы. Но есть и частные перевозчики, которые до сих пор имеют эти маленькие желтые автобусы. Поэтому во время конкурсов на обслуживание маршрутов, город будет выбирать тех перевозчиков, которые будут иметь обновленный автопарк». Вместе с тем, Познанский заверил журналистов в том, что система «э-билета» будет установлена в каждом автобусе, трамвае и троллейбусе, независимо от того, новый он или нет.

Итак, если верить директору «Львовавтодора», львовяне начнут пользоваться «электронным билетом» не ранее начала 2020 года. Полномасштабное же внедрение системы состоится лишь в 2021 году. В тоже самое время, как уже сообщал «Пассажирский транспорт» в Виннице, которая заговорила о «э-билете» намного позже Львова, уже готовятся к установке вадидаторов в общественном транспорте. А в соседнем Тернополе система «э билета», внедренная по договору с городом частным инвестором, уже работает во всем общественном транспорте.

Начальник отдела автоматизированных систем оплаты проезда Сергей Журбенко рассказал о тех формах оплаты проезда, которые будут действовать после внедрения «э-билета». По его словам, билет на разовую поездку будет действовать до 60 – 70 минут. Оплатить проезд можно будет электронной карточкой, банковской картой, смартфоном с мобильным приложением, на веб-сайте или у водителя. При этом билет, приобретенный у водителя, будет стоить намного дороже. Новые тарифные планы будут предусматривать бесплатные пересадки между разными маршрутами и льготы для студентов и учеников. Горожане, которые сейчас пользуются льготами в общественном транспорте, получат персонифицированные карточки с данными об их льготах.

Что до абонементов, то планируется введение таковых на 30, 180 и 365 дней. Абонементы будут давать возможность безлимитного пользования общественным транспортом на протяжении срока действия. Сергей Журбенко пообещал, что стоимость месячного абонемента будет стоить меньше, чем стоимость 50 поездок.

По словам Сергея Журбенка, «электронный билет» во Львове будет действовать по принципу «Account Based», особенностью которого является то, что информация про поездки, деньги, транзакции будет сохранятся не на карте, а на сервере, что позволит горожанину не быть привязанным к карте и оплачивать услуги общественного транспорта и другими способами – через QR-коды, телефоном, «умными» часами, банковскими карточками и др. В таком случае карточка будет выступать в системе лишь как способ идентификации пользователя, а все данные будут хранится и синхронизироваться на сервере. Такая технология позволит уменьшить использование такого дорогостоящего оборудования, как автоматы по продажи билетов.

Предварительный план-график внедрения во Львове автоматизированной системы безналичной оплаты проезда

Сергей Журбенко еще раз отметил: «Другие города внедрили «электронный билет для того, чтоб провести учет пассажиров. Наша цель – это перейти на оплату за так называемую транспортную работу, а не за каждого пассажира. То есть частные перевозчики будут получать оплату за те километры, которые они проедут по маршруту и сделают это качественно», – объяснил Журбенко.

Выглядят перспективы внедрения электронного билета во Львове вроде бы радужно, однако многих львовских депутатов настораживает тот факт, что чиновники пока лишь говорят о «электронном билете», однако даже готовясь к тендеру, они не представили на обсуждение Львовского горсовета полноценной концепции внедрения «электронного билета», а также положения о функционировании самой автоматизированной системы безналичной оплаты проезда в городском транспорте. А именно с утверждения таких документов начинали внедрение «электронного билета» другие города Украины. Например, недавно документ о внедрении «электронного билета» приняли в Днепре.

Кроме отчета перед журналистами, которые собрались на презентацию результатов работы команды «э – билета» членам рабочей группы еще предстоит пообщаться с депутатами городского совета – его депутат Игорь Зинкевич недавно направил депутатское обращение, в котором просит ответственных за внедрение электронного билета во Львове чиновников представить также свой отчет депутатскому корпусу.

Свою работу над дизайном «электронного билета» представил львовский дизайнер Олег Стець – он представил участникам как вариант дизайна самой транспортной карты, так и дизайн сувенирно-промоционной продукции. Кроме этого он представил проект брендирования киосков, в которых можно будет приобрести проездные документы. По сути, дизайнерская работа и стала единственным более-менее реальным результатом работы в области внедрения «электронного билета», так как тендер по закупке системы еще даже не начался – не готово техническое задание, согласованное с банком. Кроме того Львовский городской совет еще не принял ни единого основополагающего документа, который бы полноценно регламентировал работу «электронного билета».

В отчете приняли участие далеко не все участники команды «э-билета» – отсутствовал глава рабочей группы – заместитель мэра Андрей Москаленко, а также внештатный советник мэра Андрей Белый, которому еще в прошлом году Андрей Садовой поручил заниматься вопросами «электронного билета».

В этом году Львов получит 150 новых автобусов большой вместительности, в которых и будут устанавливать оборудование для «электронного билета». Заметим, что Киев при закупке 25 новых автобусов, тендер на которую он недавно объявил, уже предусмотрел прокладку проводки специальным кабелем для подключения валидаторов.

 

Использованы фотоматериалы, представленные Львовским городским советом

comments powered by HyperComments