Львов может отказаться от полномасштабного введения электронного билета?

Антон Лягушкин  |  Понедельник , 3 сентября 2018, 09:18
«Пассажирский транспорт» решил изучить тему введения автоматизированной системы оплаты во Львове, так как именно этот город первым озвучил планы введения э-билета в городском транспорте. Первые планы введения автоматизированной системы оплаты в городском транспорте Львова были озвучены еще в конце 2011 года в связи с т.н. «транспортной реформой», которая была проведена в преддверии чемпионата Европы по футболу.
Львов может отказаться от полномасштабного введения электронного билета?

Недавно львовское интернет-издание «Kulemet.com» сообщило о планах руководства Львовского горсовета отказаться от введения электронного билета в городских частных маршруткам. Об этом издание проинформировал неназванный источник среди перевозчиков города. По мнению источника, введение электронного билета в общественном транспорте Львова тормозится сознательно до завершения процедуры закупки муниципального транспорта для Львовского автотранспортного предприятия № 1, которое уже до конца этого года должно получить 150 новых автобусов большой вместимости.

По мнению источника, даже если процесс введения безналичной оплаты в городском транспорте будет успешным, комплексный проект введения системы э-билета во Львове не будет реализован. Город на своих условиях введет автоматизированную систему оплаты только в коммунальном транспорте. Частников к процессу введения электронного билета привлекать не будут.

Напомним, что во Львове перед Евро-2012 было сокращено количество городских автобусных маршрутов. Вместо десятков частных перевозчиков, которые работали в городе до 31 декабря 2011 года, с 1 января 2012 года 46 автобусных маршрутов были распределены между четырьмя крупными перевозчиками, причем наибольше маршрутов достались коммунальному автотранспортному предприятию № 1. После введения в действие реформы на поверхность «всплыло» множество проблем. Поэтому почти сразу после реформы трассы многих маршрутов были откорректированы, а кроме того добавилось еще 6 автобусных маршрутов и пятый перевозчик.

Основной «фишкой» транспортной реформы должны были стать бесплатные пересадки между разными маршрутами. В виде эксперимента были введены бесплатные пересадки между т.н. «радиальными» автобусными маршрутам, которые обслуживались автобусами большой вместимости. Однако «трансфертные билеты», которые давали право бесплатной пересадки, были отменены уже летом 2012 года.

Начальник управления внешнеэкономических связей Львовского горсовета, а ныне народный депутат Украины Сергей Кираль в начале 2012 года обнародовал планы создания совместного предприятия «Леокарт», которое должно было заниматься введением в городе автоматизированной оплаты проезда в городском транспорте. В качестве 51% от статутного фонда предприятия Львовский горсовет должен был выделить 3,9 млн. грн. Другим основателем предприятия «Леокарт» должно было выступить латвийское предприятие «Ригас Карте», которое внедряло аналогичную систему в Риге.

Введение электронного билета во всем общественном транспорте Львова Сергей Кираль оценил около 40 млн. грн, что по курсу 2012 года было эквивалентно 4 млн. евро. Большую часть этих средств (28,5 млн. грн.) планировали привлечь в виде кредита коммерческого банка сроком на 5 – 7 лет под 15 – 17 % годовых.

Проект постановления горсовета «Про создание ООО «Леокарт» для введения и обеспечения функционирования системы оплаты проезда с использованием единого электронного билета» был вынесен на заседание сессии горсовета, однако большинство депутатов, которые представляли фракцию партии «Свобода», не поддержали это предложение.

Однако тема электронного билета и далее не сходила с уст руководства города. Львовянам обещали, что после введения электронного билета пересадки между разными маршрутами станут бесплатными, а качество перевозок повысится за счет того, что работа перевозчиков будет оцениваться не по количеству перевезенных пассажиров, а по пробегу транспортных средств на маршрутах. Чиновники утверждали, что переход к оплате работы перевозчиков за километраж обеспечит выполнение всех рейсов (в том числе в выходные и внепиковые часы). Кроме того электронный билет должен был дать возможность точно подсчитать количество поездок пассажиров-льготников.

Но далее слов дело не шло. Хотя было очевидно, что вполне возможно было протестировать новую систему оплаты работы перевозчиков введением единого проездного абонемента хотя бы на коммунальном автобусном и электротранспорте – выручку от реализации «карточек» можно было делить между перевозчиками пропорционально вместимости транспортных средств и пробегу на маршрутах. Кроме того, в Украине в 2012 году не существовало законодательства, регламентирующего безналичную оплату проезда в городском транспорте.

Весной 2013 года во Львове провели общественные слушания по вопросу введения автоматизированной системы оплаты проезда в городском транспорте. В протоколе общественных слушаний был записан пункт о необходимости введения э-билета. События «революции достоинства» и начало войны на востоке Украины значительно уменьшили интерес к электронного билета.

В июне 2014 года казалось, что процесс введения автоматизированной системы оплаты проезда сдвинулся с мертвой точки. 12 июня 2014 года Андрей Садовой издал распоряжение № 163, которым создал рабочую группу по введению э-билета. В её состав вошли первый заместитель городского головы (нине – глава Львовской ОГА) Олег Синютка; начальник управления транспорта Виктор Щир; его заместитель Сергей Журбенко; начальник управления внешнеэкономических связей Сергей Кираль; заместитель начальника юридического управления Дмитрий Пеций; советник мера по велодвижению Олег Шмид, а также депутаты горсовета Иван Грында и Олег Лаврык и глава местной ассоциации перевозчиков Иван Велийка. В рабочую группу в качестве общественных активистов были введены Демьян Данылюк, Антон Шишкин и Святослав Товстыга. Потом, правда оказалось, что двое из трех общественных активистов оказались… клерками Львовского горсовета.

Согласно распоряжению Андрея Садового, рабочая группа должна была до августа 2014 года наработать план поэтапного введения системы автоматизированной системы оплаты проезда, а также начать процесс проведения конкурса по выбору фирмы, которая бы внедряла электронный билет во Львове.

Так называемая «дорожная карта» по введению э-билета была представлена общественности в начале осени 2014 года. Основным элементом введения электронного билета должно было стать введение покилометровой оплаты услуг перевозчиков. Предприятие э-билета должно было собирать плату с пассажиров и распределять средства между перевозчиками согласно пробегу их транспортных средств на маршрутах, а также их вместимости. Средства за перевозку пассажиров-льготников должны были выделятся из бюджета. В качестве проездных документов должны были действовать одноразовые билеты и абонементы.

Кроме того, рабочая группа по э-билету получила предложения по внедрению автоматизированной системы оплаты проезда в городском транспорте от 11 украинских и зарубежных компаний: ООО «ІВА-Украина» (г. Киев); ООО «Украинская платежная система» (известная под торговой маркой «EasyPay», г. Киев); консорциум «Астек» (г. Киев) ; компания «Gemicle Inc» (г. Винница); компания «Emoney Groop, BV» (Прага, Чехия); ООО «МСТ» (г. Ровно); ООО «Автор» (г. Киев), «AVISTA Ltd.» (г. Варшава, Польша); «СофтСерв – Муніципальні технології» (г. Львов); ООО «Дата Стрим» («Альфа-Пей», г. Харьков) и предприятие «Визор – 21» из Луцка. Все эти компании презентовали свои предложения членам рабочей группы.

Несмотря на, казалось бы, успешную работу группы, никаких юридических результатов не последовало. Причиной этого в первую очередь стала политика – заместитель городского главы Олег Синютка был назначен Президентом на должность главы Львовской областной государственной администрации, а Сергей Кираль стал народным депутатом Украины от партии «Самопомощь». В январе 2015 года новым распоряжением городского главы в рабочей группе произошли кадровые ротации. Однако фактически дальнейшее движение в сторону введения электронного билета приостановилось. Причиной этого чиновники Львовского горсовета называли отсутствие законодательной базы для введения автоматизированной безналичной системы оплаты проезда.

В феврале 2016 года гражданка Анна Ставка подает петицию к Львовскому горсовету по поводу введения электронного билета. Петиция очень быстро набирает необходимые 500 подписей. 16 марта 2016 года на сайте электронных петиций появляется ответ Львовского горсовета, подписанный начальником управления транспорта и связи Львовского горсовета Виктором Щиром. В ответе сообщалось, что рабочей группой по э-билету вместе с Винницким городским советом подготовлены законодательные изменения, позволяющие ввести автоматизированную систему безналичной оплаты проезда; определено, что введением э-билета займется коммунальный «Львовавтодор». Кроме того были сообщены временные сроки введения э- билета: выбор консультантов по проекту и подготовка конкурсной документации должны были завершится в августе 2016 года; проведение тендера на закупку автоматизированной системы оплаты дожно было завершится в январе 2017 года, а практическая реализация проекта должна была начаться в 2018 году. В ответе на петицию также был приведен список проездных документов, которые должны были введены в действие.

В коммунальном «Львовавтодоре» для введения электронного билета был создан специальный отдел, который возглавил бывший заместитель начальника управления транспорта Сергей Журбенко. Он и общественный активист Святослав Товстыга также стали членами рабочей группы по «э-билету» при Министерстве инфраструктуры Украины.

15 августа 2016 года исполнительный комитет Львовского горсовета принимает распоряжение № 374, которым формирует новую рабочую группу по введению э-билета. Возглавил ее заместитель городского главы Львова по развитию А. Москаленко. Членами рабочей группы стали чиновники структур горсовета: директор «Львовавтодора» О. Береза, начальник отдела этого предприятия С. Журбенко, начальник управления внешнеэкономических связей О. Сывак, начальник управления транспорта В. Щир, заместитель начальника юридического управления М. Гавриляк, внештатный советник городского главы О. Засадный, директор «Городского центра информационных технологий» А. Вишневский, директор «Львовэлектротранса» М. Сидорович, в.о. директора ЛК АТП – 1 Я. Иванец, а также инженер ЛКП «Львовавтодор» И. Могила. Кроме чиновников членами группы стали депутаты львовского горсовета Н. Бычишын, О. Доскич, А. Пундор, О. Шмид, В. Веремчук, Б. Гула, М. Данилкив, Р. Иванцив, А. Карбовник и Ю. Кужелюк. Как «представитель общественности» был заявлен лишь руководитель львовской ассоциации автоперевозчиков И. Велийка.

Для реализации проекта автоматизированной системы оплаты проезда в городском транспорте Львова решили получить кредит от Европейского банка реконструкции и развития. 13 октября 2016 года решением исполнительного комитета Львовского горсовета был дан вывод по целесообразности получения «Львовавтодором» кредита от ЕБРР. Внедрение э-билета было оценено уже в 11,2 млн. евро., из которых 10 млн. запланировали потратить на технические средства и программное обеспечение системы оплаты проезда, а 1,2 млн. евро запланировали потратить на проектное управление и маркетинговую компанию. Этим же решением было запланировано, что срок выплаты по кредиту будет составлять 13 лет, из них 3 года – льготный период. За счет внедрения э-билета запланировали сокращение операционных расходов ЛКП «Львовэлектротранс» и ЛК АТП – 1 на 7%. Издержки на реализацию проекта было запланировано покрыть за счет увеличения доходов от реализации проездных документов.

20 октября 2016 года Львовский горсовет принимает постановление № 1117, которым согласовал условия получение «Львовавтодором» кредита Европейского банка реконструкции и развития. В нем была зафиксирована сумма кредита в 10 млн. евро и выплата по кредиту 20 равными платежами. За базис для расчета процентной ставки по кредиту было решено взять шестимесячную ставку «Euribor».

В день открытия трамвайного движения на трамвайной линии на Сихов, 17 ноября 2016 года, между ЛКП «Львовавтодор» и Европейским банком реконструкции и развития был подписан кредитный договор, через полгода, 27 апреля 2017 года был подписан договор гарантии между Львовским горсоветом и ЕБРР. Получение этого кредита было подкреплено постановлением Львовского горсовета № 1964 от 18 мая 2017 года.

Фактически параллельно с подписанием договоров по кредиту ЕБРР Верховная Рада Украины приняла изменения к Законам Украины, которые дали юридические возможности для введения автоматизированной безналичной системы оплаты проезда в городском транспорте. Право на введение такой системы оплаты стало компетенцией местных органов власти.

Казалось бы Львов получил все возможности для внедрения электронного билета – Верховна Рада Украины создала нормативную базу, а ЕБРР предоставил необходимые средства. Однако лидерство в процессе внедрения э-билета перехватили у Львова другие города Украины. Лидером тут стал Тернополь, который внедрил полноценную автоматизированную систему оплаты проезда в общественном транспорте в начале 2018 года. Многие горсоветы – в Одессе, Харькове и других городах приняли нормативные документы, которые урегулировали вопросы автоматизированной безналичной оплаты.

«Пассажирский транспорт» изучил нормативную базу, принятую Львовским горсоветом, а также его исполнительными органами за последние два года. Однако постановлений Львовского горсовета и решений его исполнительного комитета, в которых было бы изложено принципы работы автоматизированной системы оплаты проезда во Львове найдено не было. А это значит, что власть города еще не определилась с «условиями игры» по э- билету. Похоже на то, что «правила игры» будут подгонять под предложение, которое будет получено от фирмы, которая согласно тендеру будет внедрять во Львове систему электронного билета.

Есть и ряд других моментов. Об одном из технических нам рассказал бывший инженер «Львовэлектротранса» по внедрению новой техники и технологии Дмитрий Янкивский, который занимался установкой информационных систем. Дмитрий утверждает, что установка валидаторов и бортового компьютера в транспортные средства не такой уже и простой процесс, который требует прокладки специальных защищенных сигнальных кабелей и кабелей питания, а также установки специального стабилизатора напряжения.

– Такие работы, – говорит Дмитрий, – Требуют частичной разборки трамвайных вагонов и троллейбусов, поэтому логично было бы их проводить во время плановых ремонтов транспортных средств. Стоимость кабельной продукции ничтожна не только по сравнению со стоимостью капитального или среднего ремонта трамваев и троллейбусов, но и со стоимостью валидаторов. Информационные системы, как и большинство валидаторов передают данные в определенном формате. Поэтому даже если сформированы только основные технические параметры системы автоматизированной оплаты, есть возможность подобрать соответственную кабельную продукцию и стабилизатор напряжения.

По словам Дмитрия, «Львовэлектротранс» на протяжении почти двух лет рабочей группы так и не получил предложений не по местам установки валидаторов, ни по прокладке дополнительной проводки под валидаторы и бортовой компьютер.

– Когда Тернополь принял принципиальное решение по внедрению э- билета, во всех троллейбусах города проложили проводку для валидаторов, – говорит Дмитрий, – После этого достаточно было только подключить валидатор. Во Львове же ничего подобного не делали.

Еще одной технической проблемой э-билета может стать недостаток электронщиков и программистов, которые обслуживали бы автоматизированную систему оплаты проезда. Специалисты высокого класса, которые бы эффективно обслуживали систему, вряд ли согласятся работать за низкую зарплату, которую предлагают в коммунальных предприятиях. Если же нанять специалистов с низким уровнем подготовки есть риск значительных убытков как для перевозчиков, так и для города.

Что до коммунального «Львовавтодора», то это предприятие очень долго не могло добиться корректного отображения прибытия трамваев на информационных табло, которые были установлены по второму и шестому трамвайным маршрутам – полноценно система заработала лишь в конце 2017 года, то есть через три года после установки самих табло. Есть много проблемных вопросов и по отображению движения транспорта по данным GPS, что говорит о том, что толковых инженеров и программистов городу не хватает.

Кроме того, проведенный анализ состава рабочей группы по э-билету показывает, что ни среди чиновников, ни среди депутатов нет людей, которые были бы связаны с введением автоматизированных систем оплаты проезда. Есть еще один немаловажный фактор – экономический. По инициативе советника городского головы Львова, а по совместительству – заместителя директора «Львовэлектротранса» Андрея Белого в ноябре 2017 года в общественном транспорте Львова – трамваях, троллейбусах и коммунальных автобусах было установлено несколько систем автоматического подсчета пассажиров. В январе 2018 года львовское информационное агенство «Захід.нет» сообщило о закупке у винницкого предприятия «Джемекил» систем автоматического подсчета пассажиров – за них заплатили 254 тысячи гривен. Стоимость системы для трехдверного автобуса составила 37, а для двох дверного – 27 тысяч гривен. Аналогичные системы подсчета пассажиров уже давно внедрены в Виннице.

Публичных заявления о результатах подсчетов пассажиров во Львове мы найти не смогли. Однако можем сделать предположение, что количество «зайцев» и льготников оказалось очень большим. Это значит что для того, чтоб в полном объеме финансировать перевозку льготников в случае внедрения э- билета, нужна просто астрономическая сумма, которая, скорее всего, может стать неподъемной для городского бюджета Львова, который и так отягощен выплатами по различным кредитам.

Есть и еще один сигнал о недостатке средств в бюджете Львова – с января 2018 года частные перевозчики отказались бесплатно перевозить в своих автобусах пенсионеров по возрасту. Этот отказ они мотивировали тем, что бесплатная перевозка пенсионеров не регламентирована Законом Украины, а также недостатком компенсации из городского бюджета. Кроме того, городские власти Львова отказались от монетизации льгот, которая, по мнению экспертов, значительно упростила бы введения э-билета.

Поэтому мы и делаем вывод, что городские власти в сфере внедрения автоматизированной системы оплаты проезда решил занять выжидательную позицию. С одной стороны городские власти надеются на то, что выделение средств на оплату проезда льготников таки возьмет на себя государственный бюджет. С другой стороны власти ожидают, что Кабмин и Верховная Рада более четко определят условия монетизации льгот.

Есть и момент чисто кадровый – власти Львова после перехода Олега Березы на должность директора «Львовэлектротранса» так и не определились с назначением директора «Львовавтодора», который и должен внедрять э-билет. Исполняет обязанности директора предприятия бывший заместитель директора Роман Познанский. Как говорит практика чиновничьей работы «ослик и.о.» практически никогда не ставит подпись под ключевыми документами. Повод для остановки полномасштабного внедрения электронного билета есть – это обновление парка городского транспорта за счет закупки 150 автобусов по лизинговому договору с «Укргазбанку» и 30 бывших в употреблении берлинских трамваев уже в этом году. Кроме того есть планы закупить 100 автобусов, 50 троллейбусов и 10 трамваев в следующие годы за средства международных институций.

Внедрение э-билета лишь в коммунальном транспорте снимает вопросы, связанные с компенсацией убытков за перевозку льготников, т.к. это по крайней мере снимает риск судебных исков по поводу выплаты компенсаций за льготников, которые могли бы предьявить городу частные перевозчики. Поэтому считаем весьма обоснованной точку зрения, высказанную в информационном материале «kulemet.com», что э-билет, по крайній мере в ближайшие годы не будет введен в транспорте частных перевозчиков.

На данный момент львовяне вместо обещанной системы автоматизированной безналичной оплатой могут довольствоваться лишь валидаторами, с помощью которых можно оплатить проезд в трамваях и троллейбусах банковскими карточками. Эти валидаторы установлены «Приватбанком» и «Ощадбанком». Кроме того в трамваях и троллейбусах Львова можно оплатить проезд с помощью смартфона, QR-кода и приложения «Приват24».

Однако это и близко не тот «электронный билет», который действует в европейских городах.

comments powered by HyperComments