Трамваи из Николаева – как их выпускали на судостроительном заводе
Если спросить обывателя о том, где в Украине был выпущен первый в трамвай, большинство назовет, наверное, Луганск, Днепр или Львов. Некоторые, возможно назовут также Киев, так как там был специализированный Киевский завод электротранспорта. Однако первый украинский (то есть выпущенный на территории нашей страны) трамвай был произведен в Николаеве на заводе крупнейшем судостроительном заводе «Наваль», принадлежащему «Обществу николаевских заводов и верфей еще в 1900-е годы.
В «Севастопольской газете», вышедшей в свет 24 октября 1906 года можно прочитать следующее объявление «Севастопольское трамвайное общество, находя ныне действующий состав вагонов севастопольского трамвая недостаточным, заказало в Николаеве на судостроительном заводе несколько новых вагонов по образцу уже действующих в Севастополе. Недавно из Севастополя в Николаев отправлен вагон, по образу которого будут изготовлены новые». Судьба этого заказа, правда, непонятна, так как среди списка моделей трамвайных вагонов, которые эксплуатировались в Севастополе отыскать вагоны завода «Наваль» из Николаева не удалось. Можно только предполагать, по каким причинам завод не выполнил этот заказ.
Прицепной трамвайный вагон судостроительного завода "Наваль". Фото из альбома продукции "Общества николаевских заводов и верфей".
Наиболее вероятным является то, что завод «Наваль» не смог сразу освоить производство моторных вагонов, однако работы в отрасли трамваестроения продолжали вестись – в 1908 году был изготовлен в единичном исполнении трамвайный вагон для Люстдорфского трамвая в Одессе. Он имел инвентарный номер 3, однако его фотографии не сохранились. Что до серийного производства, то сначала был налажен выпуск прицепных безмоторных вагонов, которые по конструкции были гораздо проще моторных. В альбоме «Общество николаевских заводов и верфей», изданном в 1911 году есть фотография под названием «Трамвайный вагон». На снимке представлен двухосный прицепной безмоторный вагон с кузовом закрытого типа и накопительными площадками в передней и хвостовой частях кузова. То, что вагон именно прицепной подтверждает отсутствие на крыше токоприемника, который является главным признаком моторных вагонов.
След этих трамваев обнаружился в Саратове. В архивах местного музея электротранспорта сохранился черно-белый снимок с надписью «Tramways de Saratow», на котором изображен вагон николаевской постройки. Статистические данные о поступлении трамваев в Саратов подтверждают, что в 1911 г. было получено 11 прицепных вагонов, изготовленных на заводе «Наваль» в Николаеве.
Открытка с изображением саратовского трамвая, построенного на заводе в Николаеве (с бельгийским электрооборудованием)
Нужно отметить, что на дореволюционных открытках Саратова можно увидеть трамваи желто-зеленой окраски без прицепов, очень напоминающие по строению кузова на вагоны, изготовленные на Николаевском судостроительном заводе. Что до этих вагонов, есть две версии. Первая – в депо Саратова николаевские прицепные вагоны были переоборудованы в моторные использованием электрооборудования «Ragheno». Вторая, что вагоны уже в самом Николаеве были превращены в электрические – в городе в то время был филиал фирмы «Ragheno» (так считает автор книги «Трамвай на улицах Киева» Д. Ермак). Эти вагоны имели одиночные штанговые токоприемники, как у троллейбуса.
Вагон николаевского производства на дачной линии в Саратове
К производству трамвайных вагонов вернулись после окончания революции и гражданской войны в Украине. В 1924 году судостроительный завод имени А.Марти (такое название получил бывший завод «Наваль») восстановил работу вагоностроительного цеха. Для потребностей железных дорог начали выпускать 20-тонные вагоны и 50-тонные цистерны для нефти. Так как трамвайные хозяйства не только Украины, но и всего бывшего Советского Ссоюза испытывали острую нехватку подвижного состава, было решено возобновить производство трамвайных вагонов. В трамвайные хозяйства городов Украины завод отправил письма с просьбой указать, сколько и каких трамвайных вагонов им нужно. Одно из таких писем отправилось и в Одессу. Анализ показал, что большинство трамвайных хозяйств нуждается в новых трамвайных вагонах. Трамвайные парки выбрали конструкцию двухосного трамвайного вагона Киева так называемого «нюрнбергского типа».
Трамвай Николаевской постройки из первой партии для Киева (№ 808), 1927 год.
В апреле 1925 года завод имени Марти получил заказ на производство 20 трамвайных вагонов для Киева. Первую партию из 10 трамвайных вагонов завод должен был поставить не позднее 10 апреля 1926 года.
На самом судостроительном заводе имени А. Марти производили тележки с колесными парами и редукторами, а также кузова трамвайных вагонов. Установку электрического и пневматического оборудования трамвайных вагонов проводили на предприятии Государственного электротреста Центрального района в Николаеве. Обкатку вагонов в Николаеве проводить не могли – на тот момент в городе трамвайная система была узкоколейной (1000 мм.). После окончательной сборки трамвайные вагоны грузили на железнодорожные платформы и отправляли в Киев. Вагоны, выпущенные на Николаевском судостроительном заводе, в Киеве получили номера 801 – 820. В столице Украины они проработали до начала 1950-х годов, когда после проведения модернизации были переданы в другие города Украины – Кривой Рог, Запорожье, Горловку, Днепродзержинск, Мариуполь, Краматорск, Луганск. Еще одним украинским городом, который заказал вагоны в Николаеве, стал Днепропетровск – туда отправилось 10 трамваев. Два из них после Второй мировой были переданы в Житомир.
Киевский трамвай, построенный на судостроительном заводе им. А. Марти (из второй партии), 1935 г.
В 1927 году Николаевский завод имени А. Марти изготовил 10 трамвайных вагонов для Самары, откуда они в 1947 году были переданы в Иркутск.
Чертежи трамвайных вагонов для Киева и Самары были разработаны конструкторским отделом судостроительного завода. Конструкция двухосных тележек была разработана на базе те, которые использовались в дореволюционных киевских трамваях. Кузов трамвайных вагонов производили из дерева твердых пород, а снаружи обшивали листовым железом. Окна трамвайных вагонов опускались вниз для вентиляции. Накопительные площадки имели остекление. Характерной чертой вагонов было отсутствие на крыше вагонов т.н. «фонаря» - т.е. выступающей части крыши с форточками.
Фото трамваев, изготовленных в Николаеве из газеты 1920-х годов
В Государственном архиве Николаевской области хранится дело «О постройке трамвайных вагонов для управления киевского трамвая». В нем есть информация про работу государственной республиканкой комиссии УССР с 18 по 23 февраля 1926 года, утвердившая такую конструкцию трамвайных вагонов:
1. Окна в кузове должны быть цельными. В посадочном отделении (накопительная площадка) – все 4 боковые рамы цельные;
2. Сидение для вагоновожатого, разработанное николаевским заводом, утвердить;
3. Площадочные дверцы должны быть складными из двух половинок и иметь надежную защелку для удержания дверей в сложенном положении;
4. Ограждение ступенек должно быть несъемным, убирающимся, в сложенном состоянии не должно мешать пассажирам;
5. Тип ступеней – решетчатые;
6. Дверной замок с закидным крючком;
7. Железную раму вагона изготавливать по предложенным николаевским заводским чертежам.
Моторные вагоны имели достаточную мощность, чтоб работать с прицепом. Над каждой дверью на специальных эмалированных табличках был указан номер вагона. Дополнительно в салоне были размещены таблички с надписями: «Курити, смiтити i плювати забороняється», надписи на окнах «Не виглядати» и др.
Вагоны николаевской постройки в Днепре. Конец 1920-х годов.
Тележки вагонов Николаевский судостроительный завод изготовлял самостоятельно. Они имели стальные буксы и были рассчитаны так, что вагон мог вписаться в кривую минимального радиуса 11 метров. Тележки были оснащены 8-колодочной системой торможения с пневматическим и ручным приводом. Спереди и по бокам вагона, на высоте 100 мм. от головки рельса были установлены предохранительные доски.
После поставки первой партии из 10 вагонов Киевское трамвайное управление сделало ряд замечаний, касающихся конструкции вагона. В частности поступило предложение усовершенствовать конструкцию окон, дуговой токоприемник заменить штангой с роликом, а также несколько изменить планировку салона и увеличить количество спиц в колесах до 9. Все эти замечания были учтены при строительстве вагонов второй партии.
Трамваи, произведенные на Николаевском судостроительном заводе им. А. Марти работали в Днепре еще в конце 1950-х годов
В архивах Николаевской области сохранились некоторые данные, касающиеся материалов для строительства трамвайных вагонов. Так, на каждый вагон уходило 740 кг. листового железа, 234 кг. обшивочного, 45 кг. фанеры, 1870 кг. дубовых балок и реек, поставляемых по экспорту, а также 533 кг. сосновых досок.
Конструктивной особенностью вагонов, изготовленных в Николаеве было то, что трамвайный вагон имел по 6 боковых окон с каждой стороны, в тоже время похожие вагоны других заводов имели их по 8. В салоне для сидения устанавливались две длинные деревянные скамьи вдоль стенок – приблизительно так, как в вагонах метрополитена. Лишь киевляне захотели иметь в своих вагонах общепринятые теперь поперечные сидения.
Самый крупный заказ, по данным завода, был изготовлен в 1926-7 годах для Екатеринослава (ныне Днепра) – в этот город отправилось 70 трамвайных вагонов.
Трамвайный вагон, получивший в Житомире № 17 был произведен в конце 1920-х годов в Николаеве. Передан в 1950 году из Днепра
Южный механический трест, в состав которого входил Николаевский завод имени А. Марти, в 1927 году сообщал, что мощности вагоностроительного цеха завода позволяют производить около 100 трамвайных вагонов в год. Однако так как на других заводах СССР – Путиловском, Мытищинском, Коломенском и Сормовском было организовано крупносерийное производство трамвайных вагонов, необходимость их производства в Николаеве отпала. Поэтому с 1928 года завод прекратил производство вагонов.
Изготовление кузова трамвайного вагона на заводе в Николаеве. 1927 г.
Однако в начале 1932 года завод получает заказ от треста «Электротрамвод» на строительство узкоколейных трамвайных вагонов для родного Николаеве. Дело в том, что в 1926 году на всесоюзном съезде трамвайщиков в Киеве было принято решение о переходе всех хозяйств на железнодорожный стандарт ширины колеи – 1524 мм. Соответственно, все трамвайные заводы СССР должны были перейти лишь на строительство ширококолейных трамваев. Однако руководство Николаева посчитало «перешивку» колеи экономически невыгодным делом. Изначально город планировал заказать 10 трамвайных вагонов, однако восстанавливать производство ради такой небольшой партии заводу было не выгодно. Почти полтора года длились переговоры между заводом и городскими властями, которые в конце концов завершились соглашением о строительстве в 1933-4 годах 40 трамвайных вагонов – 20 моторных и 20 прицепных.
Сборка трамвая для Николаева. 1933 г.
Вагоны для Николаева решили изготовлять не на основании чертежей собственного КБ, а на основании типовой конструкции моторного вагона Х (Харьковский тип) и прицепного М (Московский тип). Изменения коснулись лишь конструкции узкоколейных тележек. Строительство трамвайных вагонов не обошлось без эксцессов. Так, к «красному дню календаря» – 7 ноября 1933 года было готово к эксплуатации лишь три трамвайных вагона, которые получили номера 51, 52 и 53. Несмотря на это, изготовление новых трамвайных вагонов было для горожан праздником. Местная газета писала: «В цистерностроительном цеху завода им. А. Марти оживление. На малярном участке заканчиваются последние работы на моторных вагонах. Час - два, и городская комиссия их примет. Справа и слева стоят выкрашенные в красный цвет три красавца. Пронумерованы № 51, 52, 53. Старший мастер тов. Михайленко озабочено что-то суетится, дает последние распоряжения работникам цеха, малярам и художникам. Наконец, тов. Михайленко заявил: Три трамвайных вагона в предзнаменовании 16-й годовщины Октября готовы к сдаче. В первом часу дня комиссия их осмотрела, поздно вечером они покинули завод и сегодня на протяжении целого дня продлится их опробование на линии. Город обогатился еще трамвайными вагонами. Пролетарии цистерностроительного цеха празднуют завтра еще одну победу на производственном фронте».
Первый трамвайный поезд Х + М, изготовленный на Николаевском судостроительном заводе им. А. Марти
До конца года удалось собрать еще только 2 моторных вагона. Проблемы возникли из-за проволочек тяговых электродвигателей и остального электрооборудования от московского завода «Динамо». Выручила поставка 10 тяговых двигателей ДТУ-10 из Одессы. Для своевременного производства трамваев Николаевский судостроительный завод был вынужден заказывать некоторые узлы электрооборудования на Киевском заводе электротранспорта имени Домбаля (позднее носил название главного чекиста – Дзержинского, большевика Домбаля репрессировали в 1937). Заказ по производству трамвайных вагонов был завершен в первые месяцы 1935 года – город получил все 40 вагонов – 20 моторных и 20 прицепных. Это позволило расширить маршрутную сеть города с 3 до 7 маршрутов.
До Второй мировой войны Николаевский завод имени А. Марти больше не возвращался к строительству трамваев. Правда, если измерять объемы производства трамваев мерками современной Украины, то его масштабы были весьма велики – в общей сложности было выпущено 155 трамвайных вагонов, из них – 115 собственной конструкции.
Последний раз Николаевский судостроительный завод имени А. Марти возвращался к трамвайному делу после Второй мировой – местное трамвайное управление разместило на заводе заказ по капитально-восстановительному ремонту трамвайных вагонов. Работы выполнялись в 1946-8 годах, в процессе КВР трамвайные вагоны были частично модернизированы с использованием электрооборудования, аналогичного модернизованным вагонам 2М (С-900) Киевского завода электротранспорта.
На этом история выпуска трамвайных вагонов в Николаеве заканчивается. Однако именно Николаев стал первым украинским городом, в котором было развернуто полномасштабное производство трамваев, причем все работы по производству кузовов, рам и тележек выполнялись силами Николаевского судостроительного завода им. А. Марти («Наваль»). В следующей части мы расскажем о производстве трамвайных вагонов в Киеве.
Завод «Наваль» основан в 1895 году. С 1911 года - в собственности французского капитала. Строил паровые машины и котлы, а также артиллерийские башни для эскадренных броненосцев Черноморского флота - «Князь Потемкин Таврический», «Евстафий», «Иоанн Златоуст», крейсера «Кагул», линкоров-дредноутов «Императрица Мария» и «Александр III», а также полностью построил линкор «Императрица Екатерина». В советское время завод строил все отечественные авианосцы.
Использованные материалы:
1. Ермак Д. Трамвай на улицах Киева. К.: СкайХорс, 2011;
2. Розалиев В. История николаевского трамвая. – М., 2007;
3. Говоруха А. Малоизвестные факты: Производство трамваев в Николаеве.