Кличко недоволен трамваями «Электрон»: из 10 вагонов работают только три

Вторник , 9 октября 2018, 08:47
В интервью «Украинской правде» городской голова Киева Виталий Кличко рассказал, что семь из десяти киевских трамваев «Электрон» находятся на ремонте в депо, а вот все трамваи польского производства работают на линии.
Кличко недоволен трамваями «Электрон»: из 10 вагонов работают только три

О недовольстве мэра Киева трамваями, произведенными во Львове, можно узнать из материала «Украинской правды». В частности автор материала пишет, что во время рабочего совещания с руководством киевского автодора и «Киевпасстранса» Виталий Кличко поднял вопрос о столкновении украинского пятисекционного трамвая «Электрон» с польским вагоном «PESA». Инцидент, напомним произошел на прошлой неделе по причине неисправности тормозов у вагона львовского производства. Мер Киева выяснил у руководителя «Киевпасстранса» Дмитрия Левченко, что на данный момент из 10 трамваев «Электрон» на линии работает всего три, а семь находится на ремонте в депо (по данным статистики сайта transphoto.ru два трамвая "Электрон" значатся как неисправные, а три - как такие, которые, будучи новыми, еще не введены в эксплуатацию).

В то же самое время, все трамваи «PESA» польского производства на ходу и обслуживают пассажиров на маршрутах скоростного трамвая (уточним тут, что в Киев прибыло 38 трамваев 71-414 польского производства, согласно статистике неисправными являются два, а еще два не введены в эксплуатацию). Следует учесть и то, что трамвайное депо имени Шевченко в Киеве, обслуживающее линию скоростного трамвая на Борщаговку, имеет даже избыток относительно современного подвижного состава.

«То есть новые «Электроны», которые мы купили за 350 миллионов гривен, не работают! СМИ нас обвиняют, что не поддерживаем отечественного производителя. Мы готовы! Но не готовы покупать трамваи, которые, извините меня, стоят и гниют!», – возмутился мер Киева Виталий Кличко.

По словам Виталия Кличка, ключевым условием продолжения сотрудничества с поляками является создание в Киеве сборочного производства вагонов «PESA», так как столице нужно 400 новых трамваев.


Польский трамвай "PESA" модели 71-414 не линии скоростного трамвая в Киеве.

Напомним, что тендер по закупке 40 новых низкопольных трамвайных вагонов прошел в Киеве в 2017 году. Во время тендерной процедуры стартовая цена закупки составила 1,946 млрд. гривен. В электронном аукционе приняли участие польская компания «PESA», которая изначально выставила цену в 1,846 млрд. грн., а в процессе аукциона снизила ее до 1,813199 млрд. грн., а также львовский концерн «Электрон», который за 40 трамваев выставил цену в 1,8132 млрд. грн. и в процессе аукциона цены не снижал. Таким образом польская компания стала победителем тендера, хотя польский трамвай оказался дешевле украинского всего на 25 гривен за вагон. В тендере также пыталось принять участие одесско-днепровское ООО «Татра-Юг», однако его предложение не было допущено к участию в электронном аукционе из-за нарушений условий тендерной документации.

Проигрыш украинского «Электрона» польскому производителю вызвал летом 2017 года бурные обсуждения в средствах массовой информации. Киевского градоночальника обвиняли чуть ли не в сговоре  с поляками, которые, якобы, решили сбыть Киеву «трамвайный неликвид», так как вагоны «PESA» модели 71-414 разрабатывались специально для Российской Федерации.  Народные депутаты от «Народного контроля» предлагали из своего кармана доплатить «Киевпасстрансу» разницу в цене вагонов, чтоб Киев приобрел таки трамваи львовского производства. Однако закон есть закон и договор на поставку трамваев был подписан с польской компанией.


Львовский трамвай "Электрон" на линии скоростного трамвая в Киеве

По сообщениям средств массовой информации, польские трамваи 71-414 не соответствуют нормам украинских стандартов и государственных строительных норм. Действительно, для обычного (уличного) трамвая максимальная нагрузка на ось вагона не должна превышать 80 кН или 8 тонн. В тоже самое время, польский трамвай 71-414 длинной в 26 метров создает при максимальной загрузке нагрузку на путь в расчете на одну ось в 93,73 кН. Превышение нормы допустимой нагрузки ограничивает возможность работы вагонов польского производства лишь линиями скоростного трамвая, где пути рассчитаны на более тяжелые условия работы. Однако и тут есть нюанс – максимальное количество пассажиров – 255, которых может вместить польский трамвай «PESA» слишком мало для пассажиропотока линии Борщаговского скоростного трамвая.

Однако проблема с превышением допустимой нагрузки на ось существует не только у польского трамвая «PESA» 71-414. Если учесть массу порожнего трамвая «Электрон» Т5В641, а также его максимальную вместительность, а также расчетную массу одного пассажира, то окажется, что он также не соответствует нормам отечественных стандартов. По данным официального сайта СП «Электронтранс» масса заполненного шестиосного пятисекционного трамвайного вагона Т5В641 составляет 57,4 тонны, то есть нагрузка на одну ось составляет 9,56 тонн, или 93,75 кН. Поэтому вагоны «Электрон» в Киеве также могут эксплуатироваться только на линиях скоростного трамвая. То же самое касается и узкоколейных трамвайных вагонов «Электрон» T3L441, которые эксплуатируются во Львове – трехсекционный четырехосный трамвайный вагон при максимальной загрузке весит 34,7 тонны, то есть создает нагрузку на каждую ось не менее 8,675 тонн или 85 кН. Фактически, новый трамвай с использованием современных композитных материалов, оказался значительно тяжелее, чем чешский цельнометаллический сочлененный трамвайный вагон «Tatra KT4», равноценный по вместительности.


Трехсекционный трамвай К1М8 одесско-днепровского ООО "Татра - Юг"

Как писал в свое время «Пассажирский транспорт», семь новых пятисекционных трамваев «Электрон» обошлись Киеву в 250,82 млн. грн. Что до первых трех трамваев «Электрон», которые попали в Киев, то эти вагоны изначально львовское СП «Электронтранс» собиралось поставить в российский Санкт-Петербург – как сообщали тамошние СМИ, совместно с российской фирмой «Электронтранс» должен был поставить в Питер свои трамваи. Договор об этом был подписан в начале 2014 года. Однако СП «Электронтранс» не успело произвести трамваи до начала российско-украинского конфликта и недоделанные трамваи широкой колеи остались на заводе. В последствии предприятию удалось продать их Киеву.


Трамвайный вагон К1М6, изготовленный ООО "Татра-Юг" прибыл на испытания в Киев.

Напомним, что недавно КП «Киевпасстранс» объявило тендер на поставку еще 10 новых трамвайных вагонов за 430,5 млн. гривен. Новые трамваи должны иметь не менее 70% низкого пола. Однако, в тендерных условиях четко прописана стандартная максимальная нагрузка на ось в 80 кН. Это обстоятельство дает возможность предполагать, что из украинских производителей победителем может стать только одесское ООО «Татра-Юг» с производственными мощностями в Днепре. Одесский производитель уже представил и испытал в трех городах Украины свой новый частично низкопольный трамвайный вагон К1М6. Кроме того, на выставке «InnoTrans» в Берлине он представил свою новую разработку – проект линейки 100% низкопольных трамваев на поворотных тележках. В трехсекционном исполнении вагон концептуально будет похож на новый вагон, недавно представленный в Познани.

Как показывает статистика работы вагонов ООО «Татра-Юг» в Киеве, то из всех современных трамвайных вагонов, трехсекционные вагоны К1М8 (украинский односторонний аналог чешского трамвая KT8D5) работают на линии наиболее стабильно – на маршрутах работают все четыре трамвая, построенные для Киева еще 10 лет тому назад.

Использованы фотоматериалы сайта transphoto.ru

comments powered by HyperComments