Депутаты решили выделить «Одесгорэлектротрансу» 17,5 миллионов гривен на заработную плату
Изначально КП «Одесгорэлектротранс» подало заявку на выделение из бюджета города 24,5 млн. грн., что больше месячного фонда заработных плат, который составляет 20,3 млн. грн. Однако, учитывая тот финансовые ресурсы, которые имеет предприятие, депутаты решили выделить ему 17,5 млн. грн. на выплату заработных плат.
Ранее руководство КП «Одесгорэлектротранс» просило выделить предприятию дополнительно 52,7 миллиона на заработную плату и оплату электроснабжения. Напомним, что в начале года предприятие уже получило 236 миллионов гривен помощи из городского бюджета. Однако, по словам представителей муниципального электротранспортного предприятия, этих средств оказалось недостаточно, поскольку Кабинет Министров Украины принял постановление, согласно которого повышаются ставки по заработным платам, что привело к долгам предприятия.
«Ранее на зарплаты мы планировали потратить 150 млн. грн., однако теперь эта цифра выросла до 222 миллионов. Кроме того, 80 миллионов нужно заплатить за электричество. А еще в следующем году мы должны будем начать погашение кредита, за счет средств которого были закуплены новые троллейбусы», – рассказала о финансовых проблемах предприятия заместитель директора КП «Одесгорэлектротранс» Наталия Колесниченко во время сентябрьского заседания бюджетной комиссии.
Депутаты в итоге выделили только 25 миллионов гривен. Теперь к ним добавились еще 17,5 миллионов.
Отметим, что финансовая ситуация в большинстве электротранспортных предприятий в Украине далеко не радужная. Дело в том что руководство государства щедро наделило льготами многие категории граждан. Средства на покрытие убытков от перевозок льготников государство до 2016 году выделяло далеко не в полном объеме, а в рамках распиаренной «децентрализации» и вовсе переложило компенсацию перевозок пассажиров-льготников на плечи местных бюджетов. Хотя Кабинет Министров Украины в рекомендательном порядке разработал механизмы монетизации льгот, эти механизмы крайне несовершенны. Именно поэтому в Одессе, как и в ряде других городов Украины, решили сохранить все льготы на проезд в общественном электротранспорте и на компенсацию перевозки льготников заложили в бюджет 236 млн. грн. для КП «Одесгорэлектротранс». Эта компенсация имеет форму целевой помощи предприятию на выплату заработных плат и оплату услуг электроснабжения. Однако еще в сентябре 2018 года стало ясно, что предприятию нужно еще по меньшей мере 50 миллионов гривен из-за повышения уровня заработных плат и роста цен на запасные части и материалы.
Отметим, что сейчас Одесса удерживает одну из самых низких цен на проезд в городском электротранспорте – 3 гривны за поездку в трамвае и троллейбусе. В тоже время, проезд в электротранспорте Киева стоит 8 гривен, во Львове – 5 гривен, а в Днепре, который дольше всего возил в трамваях и троллейбусах пассажиров по цене 1,5 грн. – 4 гривни. В Тернополе уже озвучены планы повышения стоимости проезда в троллейбусах до 6 – 8 гривен в зависимости от способа оплаты.
По словам главы постоянной депутатской комиссии по вопросам экономический, инвестиционной политики, торговли, международных отношений и информационных технологий Вадима Терещука, уже 1 октября 2018 года КП «Одесгорэлектротранс» подало в мэрию обоснование для повышения стоимости проезда.
Мы должны заметить, что повышение стоимости проезда далеко не всегда дает положительные результаты. Для примера, во Львове в апреле этого года стоимость проезда в городском электротранспорте повысилась с 3 гривен до 5. Тариф был установлен на том же уровне, что и в маршрутках и автобусах. В пояснительной записке к решению львовского горисполкома о повышении тарифа на проезд в городском электротранспорте, говорилось, что при расчетах стоимости проезда годовой бюджет предприятия должен был составить около полумиллиарда гривен, а годовой пассажироток – около 100 млн. пассажиров. Согласно отчету ЛКП «Львовэлектротранс», который был обнародован депутатом Львовского городского совета Игорем Зинкевичем, предприятие с января по август 2018 года заработало на реализации проездных документов около 65 млн. грн. Согласно статистике предприятия, почти 2/3 пассажиров, которые пользуются трамваями и троллейбусами, пользуются правом бесплатного проезда. Эти цифры явно показывают, что для оздоровления финансовой ситуации городских электротрансов Украины нужно в первую очередь навести порядок с льготами, а лишь после этого повышать стоимость проезда.