Ивано-Франковскому троллейбусу – 35 лет!
31 декабря 1983 года в Ивано-Франковске открылось движение троллейбусов с пассажирами по троллейбусному маршруту № 1 от железнодорожного вокзала до улицы Химиков. Открывали троллейбусное движение в Ивано-Франковске советские троллейбусы ЗиУ-682. В первый год эксплуатации стало понятно, что для довольно сложного рельефа Ивано-Франковска не очень подходят советские троллейбусы ЗиУ- 682. Кроме того, все соседние областные центры – Черновцы, Тернополь и Львов эксплуатировали чешские троллейбусы «Skoda», во Львове для их капитального ремонта был создан специальный Львовский трамвайно-троллейбусный ремонтный завод, который также обслуживал и чешские трамваи «Tatra».
Троллейбусы ЗиУ-682 в троллейбусном депо Ивано-Франковке. Фото А. Вильковича из архива КП "Электроавтотранс".
В 1984 – 85 годах Ивано-Франковск постепенно обменял 15 первых троллейбусов ЗиУ-682 на чешские троллейбусы «Skoda 14Tr» из Луганска. Одна из ех-луганских машин до сих пор работает на маршрутах Ивано-Франковска – ее номер 124. С 1986 года в Ивано-Франковск стали поступать новые троллейбусы «Skoda 14Tr» с завода. В 1990-х годах троллейбусное депо пополнилось новыми троллейбусами Южмаша моделей Т1 и Т2, а также «бэушными» троллейбусами «Skoda 14Tr» из Потсдама и Пльзеня.
Троллейбусы "Skoda 14Tr", переданные из Луганска, в троллейбусном депо Ивано-Франковска. 1985 год. Автор фото - Василий Бойчук, из архива КП "Электроавтотранс".
В 2000-х годах троллейбусный парк Ивано-Франковска пополнился пятью троллейбусами Львовского автобусного завода ЛАЗ Е183 D1.
Троллейбус КТГ-1, ЮМЗ Т2 и "Skoda 14Tr" неподалеку от железнодорожного вокзала Ивано-Франковска. 1996 год. Автор фото - Сергей Тархов. Из архива КП "Электроавтотранс".
Активное обновление троллейбусного парка Ивано-Франковска началось в 2015 году. Весной 2015 года в городе появился первый троллейбус-гармошка «Skoda 15Tr» из Злина. В 2016-7 году в Ивано-Франковск стали поступать «гармошки» «Graft & Stift» из Зальцбурга. Всего город получил 5 высокопольных сочлененных троллейбусов GE112 M16, а также 10 низкопольных сочлененных троллейбусов NGT204 M16.
Первый сочлененный троллейбус Ивано-Франковска - "Skoda 15Tr" № 181, который в 2015 году прибыл из Злина. Автор фото - Вадим Галюк.
В 2018 году в Ивано-Франковск прибыло шесть нових автобусов большого класса «Богдан А701.32», которые вышли на городской маршрут № 27 – на тендере, проведенном в конце 2017 года эти автобусы КП «Электроавтотранс» приобрело по цене 3,9 млн. грн. за автобус. Кроме этого в троллейбусное депо прибыло два «бэушных» троллейбуса «Volvo V7000 AT» из Линца.
Троллейбус "Gräf & Stift NGT204 M16" на троллейбусном маршруте № 6 в Ивано-Франковске. Автор фото Вадим Галюк.
Кроме того, в 2018 году были проведены еще два тендера на закупку пассажирского транспорта для Ивано-Франковска – приобрели новые автобусы «Богдан А701.32» за средства городского бюджета, а за средства кредита Европейского банка реконструкции и развития – новые троллейбусы производства завода «Белкомунмаш», который выиграл тендер на поставку троллейбусов для столицы Прикарпатья в тендере по процедуре Европейского банка реконструкции и развития.
Троллейбус "Skoda 14Tr" из Братиславы - именно в нем создана передвижная фотовыставка, посвященная юбилею троллейбусного движения в Ивано-Франковске.
В конце 2018 года в Ивано-Франковск начали поступать новые украинские автобусы, а также прибыл первый белорусский троллейбус. Ожидается, что приобретенные в 2018 году автобусы начнут работать на маршрутах Ивано-Франковска 21 января 2019 года.
Автобус "Богдан А701.32" на 27-м автобусном маршруте в Ивано-Франковске. Автор фото - Вадим Галюк.
В связи с юбилейной датой КП «Электроавтотранс» Ивано-Франковск запустило курсирование по улицам города праздничного троллейбуса, украшенного историческими фотографиям, которые показывают различные этапы развития троллейбусной сети города. Праздничным троллейбусом стал «рогатый» «Skoda 14TR» c деповским номером 195. Проезд в этом троллейбусе бесплатный.
Отправка троллейбуса "Volvo V 7000 AT" в Ивано-Франковск. Автор фото Mattis.
Фотографии из архива КП «Электроавтотранс» и Вадима Галюка, а также с сайта transphoto.ru.