В Одессе закупают первые многосекционные трамваи
С марта 2019 года проводится тендер на поставку в Одессу, на вагоноремонтные мастерские КП "Одесгорэлектротранс" основных комплектующих для самостоятельной сборки первых в нашем городе многосекционных сочлененных трамваев, если не считать испытаний пару десятков лет назад.
На два комплекта корпусов с электронными системами управления предприятие тратит 32 миллиона гривен - таким образом, один новый трехсекционный трамвай будет стоить не менее 16 миллионов. Однако, к этой сумме еще надо будет добавить стоимость отделки салона, ходовых тележек и других комплектующих. В данный момент в тендере участвуют два поставщика - фирма "Политехносервис", которая ранее уже поставила в Одессу 22 корпуса для сборки одиночных вагонов, и ООО "Киевский завод электротранспорта" (КЗЭТ). Конечной датой подачи тендерных пропозиций было 16 апреля, а электронные торги в системе Prozorro состоятся 22 мая.
Согласно техническим требованиям, новые трамваи будут трехсекционными, длиной в 28-30 метров. Доля низкого пола в салоне указана не менее 20%. Корпуса должны иметь шарнирное сочленение между собой. Первая и третья секции должны иметь возможность установки на ходовые тележки, аналогичные тележкам вагонов "Татра-Т3", вторая секция будет навесной - удерживаться на узлах сочленения. Трамваи должны иметь комплекты электронной системы управления, совместимой с имеющимися в Одессе вагонами с чешскими системами Cegelec "TV Progress" или "Progress SLT" и обеспечивать возможность работы вагонов в многовагонных составах.
По своему дизайну новые одесские многосекционные трамваи будут повторять свой "короткий" аналог - "Одиссей".
Судя по заявленным техническим требованиям, речь идет о трамваях так называемого типа "Кобра", которые в Чехии, Словакии и Украине строились полностью новыми или создавались путем "встраивания" новой низкопольной секции между двумя старыми корпусами, объединенными в один сочлененный трамвай. В наиболее распространенном варианте первая и третья секции имеют полностью высокий уровень пола в салонах, низкий пол - в третьей. В Украине имеется 14 таких вагонов в Киеве и 2 в Кривом Роге, полученных путем модернизации старых "Татр". Для городов Чехии и Словакии подобные вагоны строились полностью новыми. Кроме того, в Киеве имеется один трамвай такого типа, построенный в 2013 году полностью новым - у него "вставки" низкого пола имеются во всех трех секциях, но при этом пол над всеми ходовыми тележками высокий - из-за чего в салоне имеется три пары ступенек из низких в высокие части.
В Одессе по принятой недавно программе развития городского электротранспорта на 2019-2021 годы предполагается получить 22 многосекционных трамвая. Шесть из них будут собираться в Одессе, таким образом, речь в данный момент идет о первых двух вагонах такого типа. Еще 16 будут закуплены за средства кредита Европейского инвестиционного банка. Также планируется получение 45 односекционных вагонов - 24 собственной сборки за средства городского бюджета и 21 новой закупки за средства вышеупомянутого кредита ЕИБ. Все они будут иметь полностью или частично низкий уровень пола, удобный для пассажиров с ограниченными возможностями.
В данный момент в Одессе собрано 17 частично низкопольных односекционных трамваев за период 2015-2018 гг. - типов "Т3 КВП Од" и "Одиссей". Еще пять "Одиссев" находятся в различных стадиях сборки.
Ранее в конце 1990-х гг. в Одессе испытывали двухсекционный трамвай модели "ТР-2" Рижского вагоностроительного завода. Еще ранее, в начале 1980-х годов, в Одессе испытывали на широкой колее двухсекционный трамвай-"гармошку" "Tatra KT4SU" - сейчас такие вагоны составляют основу трамвайного парка Львова и Житомира. Узкоколейный вагон из Винницы в Одессе был поставлен на ширококолейные тележки и прошел испытания. По их результатам тогда было признано нецелесообразным закупать такие вагоны для Одессы.