Запорожскому трамваю вчера исполнилось 87 лет

Четверг , 18 июля 2019, 09:37
17 июля 1932 года в Запорожье по маршруту «Площадь Свободы – ДнепроГЭС» пошел первый трамвай
Запорожскому трамваю вчера исполнилось 87 лет

КП «Запорожьеэлектротранс» вчера отпраздновало 87 год рождения – именно 17 июля 1932 года по улицам Запорожья пошел первый трамвай с пассажирами. О начале трамвайного движения в городе написал запорожский краевед Роман Акбаш. Об этом сообщает запорожский портал «Актуально».

По словам Романа Акбаша, в 1930-е годы в Запорожье уже были построены крупные заводы, на которые рабочих развозили по железной дороге. В конце 1930 года правительство советской Украины приняло решение о создании в городе Запорожье трамвайного хозяйства.

В 1930 году началась прокладка трамвайной магистрали от Южного вокзала, через Шенвизкий мост, старый город, Вознесеновку и до плотины ДнепроГЭСа. В связи с усилившимся движением и нагрузкой, в период укладки рельс при прокладке трамвайного пути была произведена реконструкция Шенвизского моста и усиление некоторых его элементов.

Строительство 11-километровой линии от площади Свободы до ДнепроГЭСа выполнили рабочие Днепростроя. Осенью 1931 года 30 лучших комсомольцев города были направлены на обучение в Харьков для приобретения навыков вождения трамвая. Из Ленинграда прислали оборудование для тяговых подстанций.

17 июля 1932 года началось регулярное движение по маршруту «Площадь Свободы – ДнепроГЭС». Первый трамвай по маршруту «ДнепроГЭС – площадь Свободы» провёл комсомолец Яков Куцевол. В первый день было перевезено 10 тысяч пассажиров, стоимость проезда составляла 3 копейки.

Уже в 1930-е годы трамвайная сеть Запорожья очень быстро росла. В 1933 году было открыто сразу две линии – до пристани на Днепре и до конторы «Запорожстали». В 1934 году открылось движение еще на трех линиях. До конца 1930-х годов было построено еще несколько трамвайных линий до больших предприятий города, в частности до Ремонтно-механического завода, Днепровского титано-магниевого и ферросплавного заводов.

В 1941 году немецкие оккупанты пытались восстановить работу трамвая в Запорожье, однако пуск так и не состоялся из-за дефицита электричества.

После освобождения от нацистов трамвайное движение в Запорожье было восстановлено 12 октября 1944 года, когда трамваи пошли по двум машрутам: от трампарка до станции Запорожье-1 и до площади Шевченко. Трамвайная сеть в городе расширялась в 1950-60-х годах.

В 1965 году в Запорожье из Киева был доставлен трамвайный вагон «Tatra T3SU» для испытаний. С 1966 года поставки этих вагонов начались с завода «Татра-Смихув» концерна «ЧКД-Прага». Постепенно чешские вагоны вытеснили с улиц Запорожья старые двухосные трамвайные вагоны. Запорожье также отказалось от советских вагонов РВЗ-6, которые были выведены из эксплуатации до 1970-го года. В 1981 году завершилась эксплуатация вагонов МТВ-82, однако несколько таких вагонов было переоборудовано в служебные.

Поставки вагонов «Tatra T3SU» в Запорожье завершились в 1993-4 году, когда из Днепродзержинска (ныне Каменское) было передано 20 трамваев.

В 1988 году в Запорожье начали поставлять новейшие чешские трамваи «Tatra T6B5».

Максимальное количество трамваев в Запорожье было в 1995 году – 250 вагонов, однако потом количество электротранспорта начало покращаться – в 2008 году в городе было уже только 110 вагонов, а в 2016 – всего 75. Из-за сокращения количества трамваев, в 2012 году было законсервировано трамвайное депо №2.

Ситуация с трамваем в Запорожье начала улучшаться в 2016 году, когда в городе активно занялись ремонтом трамвайной инфраструктуры и самих вагонов. Два года тому назад, 30 мая 2017 года КП «Запорожэлектротранс» завершило сборку первого частичного низкопольного трамвая «T3UA-3-ЗП» и начало его испытания. В эксплуатацию с пассажирами этот вагон был введен 27 июля 2017 года, он получил деповский № 716. До конца года было собрано еще три таких трамвая.

В 2018 году Запорожье приобрело 12 трамвайных вагонов «Tatra KT4DМ», эксплуатация которых началась осенью прошлого года.

Редакция «Пассажирского транспорта» поздравляет запорожских электротранспортников с Днем рождения трамвая и желает им успешной работы на радость запорожцев-пассажиров.

comments powered by HyperComments