Старт полноценной работы системы «электронный билет» в общественном транспорте Киева перенесли

Среда , 23 октября 2019, 17:33
Кондукторы в трамваях и троллейбусах, а также жетоны в метрополитене Киева останутся и после 1 ноября 2019 года
Старт полноценной работы системы «электронный билет» в общественном транспорте Киева перенесли

Власти Киева планировали, что коммунальный транспорт Киева перейдет на безналичную оплату проезда с 1 ноября 2019 года. Планировалось, что в начале ноября в метрополитене перестанут использоваться жетоны, а в наземном коммунальном транспорте не будет кондукторов. Еще несколько дней назад «Пассажирский транспорт» писал о том, что есть ряд не урегулированных вопросов, из-за чего «час Х» перехода на «электронный билет» в Киеве могут перенести. Еще в понедельник эту информацию подтвердил директор департамента информационно-коммуникационных технологий Киевской городской государственной администрации Юрий Назаров в комментарии «Сегодня».

«Мы решили перенести запуск в промышленную эксплуатацию «электронного билета». Но, в любо случае, киевляне уже активно им пользуются, покупают и пополняют «электронный билет». Также параллельно будут работать жетоны и бумажные билеты, однако их будут постепенно выводить из обращения. Я думаю процесс выведения жетонов и бумажных билетов займет несколько месяцев», – рассказал Юрий Назаров.

Также Назаров отметил, что систему «электронный билет» нужно усовершенствовать. По его словам далеко не все автоматы по продаже «электронного билета» сейчас подключены. Кроме того, система уже давала сбои и пассажиры не могли воспользоваться электронным билетом в метрополитене. Последний сбой произошел в прошлую пятницу. Киевляне не могли воспользоваться синими транспортными картами «Kyiv Smart Card» для оплаты проезда в метрополитене.

До Юрия Назарова о том, что запуск полноценной работы системы «электронный билет» в Киеве будет отложен, заявил депутат Киевсовета Александр Пабат. По его прогнозам полноценный запуск «электронного билета» в Киеве может произойти с 1 октября 2020 года.

Журналисты «Сегодня» отмечают, что в конце августа на станциях Киевского метрополитена произошел сбой системы продажи «Kyiv Smart Card». Для того, чтоб избежать очередей в кассах начали снова продавать и пополнять зеленые карты метро, а также жетоны для разовых поездок. Также журналисты «Сегодня» протестировали автоматы по продажи «электронных билетов» – они принимают купюры от 1 гривны до 200 и монеты номиналом 1, 2, 5, 10 гривен. Также есть возможность оплаты банковскими картами. Однако один из автоматов, которые тестировали, не принимал банковские карты и купюры номиналом 500 гривен.

Отметим, что в КГГА прямо не говорят о важнейшей проблеме, связанной с внедрением «электронного билета» – его так и не смогли популяризовать среди пассажиров. Как сообщала пресс-служба КГГА, по состоянию на 9 октября 2019 года киевляне приобрели только 150 тысяч карточек «Kyiv Smart Card», изготовлено их на тот момент было 220 тысяч. Это при том, что в Киеве на 1 августа было зарегистрировано, по данным ГУ статистики в столице, 2 миллиона 951 тысяча 181 жителя. Таким образом транспортную карту купило только 5% от зарегистрированных в Киеве жителей. Заметим, что на самом деле в Киеве проживает намного больше людей – многие, которые приезжают в столицу на работу из регионов, не регистрируются тут. Кроме того, по данным статистиков, около полумиллиона человек ежедневно приезжает на работу в столицу из Киевской области и соседних регионов.

Что касается реальных оплат, то в КГГА сообщали, что в начале октября «электронным билетом» ежедневно оплачивали проезд около 160 тысяч пассажиров – 100 тысяч в метрополитене и 60 тысяч – в наземном электротранспорте. Опять же, если взять данные ГУ статистики в городе Киеве, то получается, что в прошлом году Киевский метрополитен перевез 496,07 млн. пассажиров, наземный электротранспорт – 247,83 миллиона. Таким образом получается, что «электронным билетом» в Киеве оплачивается только 7,5% поездок в метрополитене и около 8,8% – в наземном электротранспорте.

«Если реально оценивать данные о внедрении «электронного билета», которые публикует КГГА, то получается – на безналичную оплату проезда перешло менее 10% всех пассажиров. Замечу, что при этом мы учитываем и льготников – именно они самые дисциплинированные и получили свою транспортную «Карту киевлянина», которая дает право на бесплатный проезд.

Почему так получилось? Фактический у киевлян нет реального стимула переходить на «электронный билет». Скидка при оптовой покупке поездок существует, однако она невелика. Поскольку точек покупки и пополнения «электронного билета» в Киеве не так уж много (если сравнивать с размерами города), то людям реально менее «геморойно» оплатить лишние копейки при покупке билета у кондуктора», – говорит член общественной инициативы «Львовяне за электротранспорт», эксперт в области электротранспорта Юрий Каукалов. Юрий напоминает, что в деле внедрения «электронного билета» в Киеве осталось еще несколько неурегулированных вопросов. Часть из них требует решения на уровне Верховной Рады.

«Есть вот какой момент. Согласно с нынешним законодательством, пенсионер из любого населенного пункта Украины имеет право на бесплатный проезд в общественном транспорте любого другого города или поселка. Однако,  компенсация убытков перевозчика от перевозки льготников проводится из местного бюджета. Соответственно «электронный билет» КГГА выдала только «своим» льготникам. Вопросы с монетизацией льгот никак не урегулированы – это только формальное решение. Поэтому проблема может возникнуть в этой плоскости, особенно из-за того, что каденция Виталия Кличко уже подходит к концу», – говорит Юрий Каукалов. Он считает, что полноценную работу «э-билета» стоит запускать после того, когда будет окончательно решен вопрос с льготами и их монетизацией.

«Самый простой вариант – это отказаться от выплаты компенсаций перевозчикам, а утвердить социальную норму перевозок для них и выплачивать эти средства «на руки». Местные власти дополнительно могут сделать скидки для льготников на покупку абонементов длительного действия. С иногородними льготниками тоже все очень просто «утрясается» – такой льготник в Т-киоске предъявляет удостоверение и покупает льготный «э-билет» на день, два, неделю…» – предлагает вариант выхода из ситуации Юрий Каукалов.

Что касается Киева, по словам Каукалова, если разом отменят оплату наличкой, уволят кондукторов то в итоге многие киевляне банально не будут оплачивать проезд. Если усилить контроль, может быть социальный взрыв недовольства новой системой оплаты. А этого нынешнему мэру не нужно.

Заметим, что два украинских города – Винница и Львов планировали внедрить систему «электронный билет» в общественном транспорте за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития. Подрядчиков по внедрению системы «электронный билет» эти города искали на международных тендерах, которые проводятся по процедуре Европейского банка реконструкции и развития. Винница уже процедуру тендера прошла, а вот Львов «застрял» на втором этапе тендера.

Оборудование для работы системы «электронный билет» уже установлено во всем общественном транспорте города. Как сообщили «Пассажирскому транспорту» в КП «Винницакартсервис», сейчас идет тестирование системы. Кроме этого началась выдача «карт винничанина» тем льготника, которые заказали их ранее.

«Сейчас в 356 единицах общественного транспорта установлены валидаторы. Их тестирует около 100 человек. Людей, которые тестируют систему выбрали случайным методом. Это студенты и пенсионеры. К концу текущего месяца планируем начать тестовую работу, когда каждый винничанин сможет оплатить проезд «электронным билетом», – рассказала пресс-секретарь КП «Винницакарсервис» Вероника Савчак.

Заметим, что сейчас в Виннице работает возможность безналичной оплаты проезда через QR-код и приложение «Приват24», а также через SMS. Пресс-секретарь КП «Винницакартсервис» говорит, что на тот момент, когда в городе будет запущена полноценная работа электронного билета, эти формы оплаты уже не будут действовать. Однако оплата проезда водителю возможно останется. Кроме этого будет возможность оплаты проезда банковской картой.

Ситуация с внедрением «электронного билета» во Львове еще печальнее – ЛКП «Львовавтодор» никак не может завершить тендерную процедуру, хотя уже получило финансовые предложения от двух консорциумов, которые прошли первый этап тендера.

Что касается Одессы, то на аппаратном совещании в понедельник заместитель мэра Павел Вугельман сообщил, что на уровне Одесского горсовета отработаны все необходимые решение – сейчас их согласовывает Европейский банк реконструкции и развития, который кредитует КП «Одесгорэлектротранс».

В некоторых городах Украины, например в Тернополе, электронный билет уже работает.

«Мы изначально понимали, что перейти на «электронный билет» в «приказном порядке» не выйдет. Пассажир должен быть заинтересован в пользовании такого сервиса. А ломать уже созданную систему это тоже неправильно», – говорит об опыте Тернополя по внедрению «электронного билета» руководитель КП «Тернопольэлектротранс» Андрей Мастюх. По его словам, город и предприятие двигались к «электронному билету» таким образом – сначала кондукторы получили терминалы. При оплате пассажир стал получать не типографский билет, а билет-чек, в котором указано время проезда и номер транспортного средства. Далее перешли к внедрению транспортной «Файной карты».

«Как мы стимулируем людей пользоваться «Файной картой»? Да очень просто – при ее использовании поездка в транспорте стоит дешевле, чем если вы оплачиваете проезд кондуктору наличкой.

Почему так – могу обосновать: наличку сначала должны принимать у кондукторов кассиры, потому инкассаторы ее должны доставить в банк. Кассирам надо платить зарплату, за услуги инкассаторов – тоже. А так – провел картой – средства пошли нам на счет. Выгодно и нам, и пассажиру. Поэтому мы может дать скидку для пользователей «Файной карты» в 1 гривну: проезд в наших троллейбусах для ее пользователей стоит 5 гривен, а для тех, кто платит наличкой – 6 гривен. Замечу, что тот, кто купит 99 поездок, заплатит за них 450 гривен», – рассказывает Андрей Мастюх. Он отмечает, что студентам и ученикам, которые имеют льготные «Файные карты», горсовет Тернополя подарил бесплатный проезд. Кондукторы в троллейбусах Тернополя продолжают работу – по словам руководителя «Тернопольэлектротранса» от их услуг откажутся только после того, как большинство горожан перейдут на «электронный билет».

comments powered by HyperComments