Украинский производитель трамваев с одесскими корнями может победить на международном тендере на поставку вагонов в Киев
Вчера, 4 февраля 2020 года в КП «Киевпастранс» состоялось раскрытие тендерных предложений на поставку многосекционных низкопольных трамваев общей стоимостью в 24 миллиона 893 тысячи евро. Средства за закупку этих трамваев в качестве кредита предоставляет Европейский инвестиционный банк в рамках проекта «Городской общественный транспорт Украины».
Международный тендер на поставку трамваев в Киев проводился по процедуре Европейского инвестиционного банка. Объявление о начале тендерной процедуры было размещено 6 сентября 2019 года. Согласно с тендерной документацией, количество трамваев, которые будут поставлены КП «Киевпастранс» не оговаривалось. Предполагалась поставка многосекционных низкопольных трамвайных вагонов со 100% низким уровнем пола и вместимостью до 300 пассажиров. Кроме собственно трамвайных вагонов, поставщик должен был оказывать услуги гарантийного и послегарантийного технического обслуживания трамваев, поставить вместе с вагонами комплект запасных частей и расходных материалов, техническую документацию и провести работы, связанные с вводом в эксплуатацию трамвайных вагонов.
Согласно с информацией, которой располагает «Центр транспортных стратегий», к участию в торгах допущены три участника. Два из них – украинские – это ООО «Татра-Юг» с офисом в Одессе и производственными мощностями в Днепре и консорциум львовского концерна «Электрон» и его же «дочери» – завода «Электронмаш» (заметим, что ранее поставщиком трамваев для Киева выступала другая дочерняя компания концерна – ООО «СНУП «Электронтранс», третий поставщик – консорциум белорусского холдинга «Белкомунмаш» и его украинского дилера «БКМ-Украина» с офисом в Луцке.
Если оценивать финансовую сторону предложений, то наиболее вероятным победителем тендера на поставку трамваев для Киева является ООО «Татра-Юг». Это предприятие предлагает КП «Киевпастранс» 20 трамвайных вагонов стоимостью 24 миллиона 580 тысяч евро без учета налога на добавленную стоимость, т.е. 1,229 миллионов евро за один трамвайный вагон без НДС. Что касается консорциума из Львова, то он оценил поставку 14 трамвайных вагонов (очевидно, пятисекционных вагонов Т5В64) в 24 миллиона 887 миллионов евро без НДС, т.е. цена одного вагона без учета налогообложения – 1,7776 млн. евро. Самым дорогим оказалось предложение белорусского производителя – 10 вагонов-«гармошек» белорусы оценили в 23,669 миллионов евро без НДС (2,3669 млн. евро за один трамвай). После раскрытия тендерных предложений от потенциальных поставщиков трамваев они будут рассматриваться тендерным комитетом КП «Киевпастранс». Вердикт тендерного комитета затем должен быть утвержден Европейским инвестиционным банком.
Заметим, что согласно с условиями кредитного соглашения, которое было подписано в ноябре 2016 года экс-министром инфраструктуры Украины Владимиром Омеляном, кредит Европейского инвестиционного банка не покрывает расходы на оплату налога на добавленную стоимость или таможенные сборы. Поэтому цены украинских трамвайных вагонов с учетом НДС будут таковы – многосекционный трамвайный вагон К1Т206 от ООО «Татра-Юг» – 1,4748 млн. евро что на сегодня эквивалентно 40 миллионам 491 тысячам 519 гривнам, пятисекционный трамвайный вагон «Электрон» Т5В64 с учетом НДС будет стоить 2,1331 млн. евро или 58 миллионов 90 гривен.
Отметим, что трамвайный вагон К1Т206 от ООО «Татра-Юг» имеет и технические преимущества перед «Электроном» Т5В64 – у этого вагона используются поворотные тележки, в то время как у его конкурента они неповоротные. Поэтому трамваи «Электрон» значительно сильнее изнашивают рельсовый путь в кривых.
Концепт своего полностью низкопольного трамвая одесско-днепровское ООО «Татра-Юг» представило в начале осени 2018 года. Этот концепт демонстрировался в частности на выставке «ИнноТранс-2018» в Берлине. По данным компании сейчас прототип трамвайного вагона К1Т206 находится в стадии производства. Руководитель компании ООО «Татра-Юг» Анатолий Кардивара заявлял, что данный трамвайный вагон будет проходить сертификацию в странах ЕС. Трамвайный вагон К1Т206 разработан в двух версиях - двухсекционной длиной в 24,9 метров и трехсекционной длиной 32,76 метров.
Для полноты картины сравним стоимость трамвайных вагонов, заявленную на киевском тендере ЕИБ со той стоимостью, которую производители заявили на двух тендерах, которые прошли в конце 2018 – в начале 2019 года. Одесско-днепровское ООО «Татра-Юг» установила за свой полностью низкопольный трамвайный вагон К1Т206 цену в 40,49 млн. грн. (с учетом НДС), в тоже время в конце 2018 года частичнонизкопольный (70% низкого пола) вагон К1М6, согласно с договором с КП «Киевпастранс», был оценен в 42,88 млн. грн. Т.е. даже с учетом поставки запчастей и материалов, а также гарантийного обслуживания, ООО «Татра-Юг» снизила стоимость одного трамвая по сравнению с предыдущей поставкой на 2,39 миллиона гривен. Что же до консорциума львовского концерна «Электрон» и его же дочерней структуры – завода «Электронмаш», то на тендере ЕИБ эта компания оценила свой трамвай Т5В64 в 58 миллионов 90 тысяч гривен. В тоже время на весеннем тендере, который проводился в системе «Прозорро» ООО «СНУП «Электронтранс» того же концерна оценила такой вагон в 49,8 миллионов гривен. Т.е. менее чем за год стоимость одного трамвая «Электрон» выросла на 8,29 миллионов гривен. Заметим также, что первый узкокузовной и узкоколейный трамвай «Электрон» Т5L64 ООО «СНУП «Электронтранс» в 2013 году продало Львову по цене, эквивалентной 1 миллиону евро (с учетом НДС), таким образом предприятие за 7 лет повысило стоимость своего трамвая почти в два раза, хотя подобная конструкция (неповоротные тележки, подвесные секции), является для низкопольных трамваев исторически самой старой и на данный момент уже устарела. Фактически, стоимость трамваев от львовского концерна «Электрон» даже выше, чем у чешских трамвайных вагонов «EVO», которые конструктивно схожи с вагоном К1Т206, который предлагает ООО «Татра-Юг».
Заметим, что в рамках проекта «Городской общественный транспорт в Украине» Европейского инвестиционного банка киевский трамвайный тендер является вторым, по которому были объявлены потенциальные поставщики транспорта. Первым был троллейбусный тендер для Луцка, участники которого стали известны еще в начале сентября 2019 года. Однако, на данный момент еще ни один украинский город не получил ни одной единицы общественного транспорта, купленного за средства ЕИБ. Про состояние выполнения проекта «Городской общественный транспорт в Украине» наш сайт писал в ноябре 2019 года.