Как выглядит с высоты птичьего полета старое депо трамвая в Одессе на Слободке (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Среда , 29 апреля 2020, 12:12
Рассказываем об истории одесского трамвайного депо на Слободке и показываем его с высоты птичьего полета.
Как выглядит с высоты птичьего полета старое депо трамвая в Одессе на Слободке (ФОТО, ВИДЕО)

В Одессе есть три исторических архитектурных комплекса трамвайных депо. Мы уже рассказывали о депо на улице Водопроводной, которое сейчас имеет номер "1", а ранее называлось "Ришельевским", а в советское время - "имени Ленина". Также мы рассказывали о третьем депо на Алексеевской площади, которое сейчас представляет собой комплекс вагоноремонтных мастерских и музея электротранспорта, а в советское время называлось "депо Ильича". 

Сейчас же мы поговорим о нынешнем депо номер "2", которое находится на Слободке, в 1-м Полевом переулке, 3. В советское время оно именовалось "Октябрьским". Что сказать, с фантазией при СССР было туго. 

В видеоролике - полет на квадрокоптере над трамвайным депо и всем районом Слободки.

Построено депо в период 1909-1912 гг. по тому же проекту. что и депо на улице Водопроводной. Проектировал его и руководил строительством именитый архитектор Лев Влодек. Еще в 1909 году, при окончательном решении строить в Одессе трамвай, для депо на Слободке выделили участок земли площадью 4950 квадратных саженей. В "Известиях Одесской Городской Думы" за 1909 год есть даже решение, озаглавленное как "Об отводе 4950 кв. саж. городской земли из выгона против усадеб, клиник и Новой городской больницы для перестроек депо электрических железных дорог".

Так выглядит депо, если смотреть на него откуда-то над Дюковским парком

Помимо боксов для вагонов построили также административное здание - точно такое же, как и на Водопроводной улице.

А вот так - если подлететь немного ближе.

Сразу после сдачи в эксплуатацию в 1912 году депо назвали "Слободским" и активно использовали вплоть до приостановки движения трамваев в годы Гражданской войны. Депо стояло законсервированным с 1919 по 1926 год, в нем собрали множество неисправных вагонов трамвая. 

Депо скрывается среди зелени сквера имени Старостина и вообще всей Слободки

Затем, когда в середине 1920-х гг. в Одессе очень понемногу восстанавливали движение трамваев, дошло дело и до депо на Слободке. С 1926 года оно выпускает вагончики на линии - но очень мало. Например, в 1931 году депо выпускало на линии всего 27 двухосных вагонов.

В 1941 году во время обороны Одессы депо сильно пострадало от попаданий авиабомб и было снова законсервировано. Непонятно только, кто именно законсервировал депо - еще советская власть до оставления города, или это сделали уже румынские оккупанты. Так или иначе, но за годы оккупации депо на Слободке стало отстойником сломанных и просто неисправных вагонов. 

Депо с большой высоты среди зелени, на первом плане - школа №61.

Затем в период с 1944 по 1951 год из законсервированного депо понемногу забирали вагон за вагоном для восстановления, а само депо стояло полуразрушенным. В 1951 году депо формально расконсервировали. Это означало, что те старые вагоны, которые не успели к тому моменту восстановить - отправились на металлолом. А само депо поставили на реконструкцию.

В период с 4-го квартала 1951-го по 1953 год депо восстановили и подготовили к обслуживанию узкоколейных трамваев. В период 1951-53 гг. до района Слободки "добралась" перестройки линии трамвая маршрута №15 на широкую колею. В 1954-55-м трамвайные пути на территории депо полностью перестроили с узкой колеи на широкую. Но еще некоторое время в депо сохранялась возможность заезда трамваев по узкой колее.

Депо целиком.

С 1954 года депо обслуживает только трамваи широкой колеи. Сначала это были весьма изношенные на тот момент вагоны выпуска 1930-х гг. "Х" с прицепными "М", затем в него поступили вагоны типов "КТМ-1", "МТВ-82", которые передавались уже не новыми из "первого" депо на Водопроводной, куда традиционно поступали все новые трамваи. С 1968 года, соответственно, депо на Слободке получает последние двухосные трамваи советского производства модели "КТМ-2", которые "продержались" в Одессе затем дольше всего в СССР - до 1987-1988 гг. - они в последние годы перед списанием обслуживали только маршрут №20. 

В 1984-1985 гг. депо еще раз реконструировали. За счет некоторого уменьшения количества путей оборудовали различные мастерские и бытовые помещения для работников депо и водителей. В "позднесоветское" время депо на Слободке обслуживало до 200 трамваев "Татра-Т3".

С 1998 года, во время массового списания трамваев "Татра" при мэрской каденции Эдуарда Гурвица, депо стало главным "отстойником" неисправных, полуразобранных, но все еще не списанных вагонов. Значительную их часть затем в период 2002-2012 гг. восстановили и модернизировали. 

В период с ноября 2012-го по ноябрь 2014-го депо на Слободке было закрыто вообще, и не обслуживало маршруты. В это время здесь понемногу ремонтировали трамваи. Этот период продолжительностью два года - единственное время после Второй мировой войны, когда вся сеть одесского трамвая обслуживалась всего одним депо. На Слободке же оставался "отстойник" неисправных вагонов и базировались несколько служебных трамваев.

С ноября 2014-го депо снова действует и обслуживает "традиционные" для него маршруты - в сторону поселка Котовского, Слободки, а также маршрут №21. В настоящее время в депо обслуживаются 46 модернизированных вагонов "Татра-Т3" (42 исправных), 15 "Татр", не проходивших модернизацию (исправны 6, также 1 служебный вагон), 8 частично низкопольных трамваев "Каштан" и 2 "Одиссея" - всего 71 трамвай.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, на нашу страницу в Facebook и вступайте в наше сообщество в Viber

comments powered by HyperComments