В Одессе озвучили стоимость реконструкции линии трамвая на поселок Котовского
В проекте одесского магистрального скоростного трамвая "Север-Юг" еще с 2016 года говорится о необходимости реконструкции всей трамвайной линии в сторону поселка Котовского - от Пересыпского моста до улицы Паустовского. В ходе различных обсуждений на уровне министров и заместителей министра инфраструктуры упоминалось, что именно на эти цели планируется получить кредит Европейского банка реконструкции и развития на сумму в 20 миллионов евро - в дополнение к такому же кредиту Европейского инвестиционного банка на приобретение новых трамваев.
Речь идет, в данном случае, не только о замене самих трамвайных путей, но и о модернизации тяговых электроподстанций, новых остановочных комплексах, системе диспетчеризации движения и, в частности, обеспечения для трамваев приоритетного режима движения на перекрестках, ограждении трамвайных путей от попадания туда людей и автомобилей.
В бытность свою руководителем КП "Одесгорэлектротранс" нынешний "коммунальный" вице-мэр Дмитрий Жеман также заявлял, что будущий ремонт будет происходить без прекращения движения трамваев. Это может быть сделано при использовании традиционной рельсо-шпальной решетки в качестве основной технологии укладки путей и организации реверсивного движения по одному пути в тех участках, где будет идти ремонт.
13 сентября обновленные цифры стоимости будущего ремонта озвучил нынешний руководитель одесского городского департамента транспорта Артем Сидоренко. По его словам, речь идет о примерно 841 миллионе гривен - это примерно 26,6 миллиона евро по текущему курсу. Если учесть, что сейчас "еврокредиты" дают с условием местного софинансирования в размере 20% нужной суммы для возмещения НДС, то отмеченная ранее сумма кредита в 20 миллионов евро и 20% от нее городского софинансирования для выплаты НДС как раз в сумме и дадут 24 миллиона евро - с разницей в 2,6 миллиона от указанной чиновником стоимости.
Вот как выглядит разбивка стоимости проекта по конкретным статьям расходов:
- 553 миллиона - капитальный ремонт с заменой почти 29 километров трамвайных путей в однопутном исчислении (около 14,5 км обычной двухпутной трамвайной линии - как раз расстояние от Пересыпского моста до разворотного кольца за улицей Паустовского).
- 129 миллионов - замена оборудования на восьми тяговых подстанциях.
- 106 миллионов - замена 29 километров контактной сети трамвая.
- 52,9 миллиона гривен - замена кабельных трасс питания контактной сети - 30,5 км низковольтной (600 вольт постоянного тока) и 17,6 км высоковольтных кабельных сетей.
По словам Сидоренко, первый этап работ включит в себя капитальный ремонт с заменой трамвайных путей на пересечениях линии трамвая с улицами Паустовского, Академика Заболотного, "Молодой Гвардии" и 7-й Пересыпской. Сроки выполнения этих работ названы в пределах 8-9 месяцев. Но о конкретных датах начала этого капитального ремонта чиновник не сказал - так как для этого необходимо еще очень много "бюрократических" этапов финансирования. Также совершенно естественно, что ремонт линии трамвая на Пересыпи по улице Черноморского Казачества должен совпасть с ремонтом самой улицы - но это может быть сделано только после реконструкции дамбы Хаджибейского лимана с расширением проходящей по ней Объездной дороги.
Вот как развивалась история получения кредитного финансирования на проект скоростного трамвая.
В ноябре 2016 года на сайте Министерства инфраструктуры Украины была опубликована предварительная смета финансирования инфраструктурных проектов в рамках проекта "Городской общественный транспорт Украины". На реконструкцию 32 километров трамвайных путей в Одессе предполагалось получить 19,7 млн. евро, на модернизацию 8 тяговых подстанций – 12 млн. евро и на закупку 56 трамваев – 28 млн. евро. Таким образом, КП "Одесгорэлектротранс» планировал получить от международных кредиторов 59,7 млн. евро под государственные гарантии.
Первые договоренности с Европейским банком реконструкции и развития о софинасировании одесского магистрального трамвая были достигнуты в апреле 2017 года, когда Одессу посетили представители ЕИБ и ЕБРР.
Сумма кредитного финансирования от ЕИБ и ЕБРР неоднократно корректировалась – в сентябре 2018 года Одесский горсовет одобрил получение от ЕИБ кредита в размере 49 миллионов евро на магистральный трамвай «Север – Юг». Повторно вопрос о кредите обсуждался на сессии Одесского городского совета в апреле текущего года – речь тогда шла о кредите в 20 млн. евро на закупку новых трамваев – ранее этот кредит был согласован на уровне Министерства инфраструктуры Украины. В мае текущего года директор Департамента экономического развития Одесского городского совета Сергей Тетюхин сообщил о деталях согласованного кредитного финансирования магистрального трамвая - 20 млн. евро на новые трамваи дает в виде кредита ЕИБ, еще 7,5 млн. евро на закупку подвижного состава согласился предоставить Европейский банк реконструкции и развития. Вопрос о кредитовании реконструкции путевой инфраструктуры на тот момент еще не был до конца решен, однако сумма кредита - около 20 млн. евро.
Затем, в сентябре 2019 года было сказано о получении серии кредитов на сумму в 47 миллионов евро - два на закупку подвижного состава (20 и 7,5 миллионов евро) и одного на ремонт путей (19,5-20 миллионов евро). После этого с конца 2019 года проводится тендер на 20 миллионов евро по закупке многосекционных трамваев - в данный момент он дошел почти до стадии торгов. Другие кредиты пока даже не дошли до стадии утверждения их на сессии горсовета и подписания кредитных договоров.