Харьков, Кривой Рог или окрестности Киева: где в Украине будут собирать швейцарские трамваи
6 октября на международной конференции "Харьков: развитие и инвестиции" был подписан меморандум о сотрудничестве между Харьковским городским советом и швейцарской компанией "Stadler", о котором мы уже упоминали накануне. Его суть, по словам и.о. мэра Харькова Игоря Терехова - локализация производства трамваев компании "Stadler" именно в Харькове с последующим обновлением ими парка харьковских трамваев и создания новых рабочих мест.
"Мы заинтересованы в том, чтобы в Харькове были самые лучшие трамваи. Я очень надеюсь, что выпускать мы их будем у нас в городе. Сейчас мы ведем переговоры. На строительство аналогичного завода в Беларуси ушло девять месяцев, поэтому рассчитываем, что в течение года мы и в Харькове будем иметь возможность запустить производство. Локализация - это новые рабочие места и налоги в городской бюджет", - подчеркнул Игорь Терехов.
Однако, представители швейцарской стороны, судя по их заявлениям, еще не определились с локацией своего производства в Украине. По словам генерального директора "Stadler CIS AG" Александра Люфта, в качестве потенциальных площадок рассматриваются Харьков, Кривой Рог и один из населенных пунктов Киевской области. "Что касается самой локализации или объема. Это, естественно, напрямую зависит от объема заказа, который компания получит. На данный момент мы рассматриваем различные площадки в Украине. В этом году мы посмотрели несколько площадок в Киевской области. Мы посмотрели площадку в Харькове. Господин мэр сегодня сказал, чтобы город стал определенным индустриальным центром. По моему мнению, город Харьков уже сегодня является индустриальным центром. Здесь представлена различная индустрия. Вчера наши сотрудники посещали город Кривой Рог. Сегодня после обеда мы с господином Брунером также туда вылетаем. Пока компания еще не приняла решение, где это будет. Но мы активно ведем обзор площадок, где это может быть" - заявил Люфт.
Выбор места для строительства завода "Stadler" обусловлен не только возможностью заказов трамваев для Харькова, но также и, вероятно, возможностью производства железнодорожного подвижного состава. Компания, скорее всего, будет принимать участие в тендере "Укрзализныци" на 80 электропоездов, требования к которым, в целом, совпадают с основными характеристиками поездов серии "Stadler Flirt". Один из таких поездов уже испытывают на украинских железных дорогах.
Одновременно "Stadler" готов передавать Украине свои технологии. "Что касается инвестиций и нас, как инвестора. Наша компания готова к трансфера западных передовых технологий в страну. Безусловно, здесь будет работа и с техническими вузами. Речь идет также и об обучении украинского персонала на наших предприятиях в Западной Европе", отметил Александр Люфт.
А пока что в Харькове находится на испытаниях "демонстрационный" экземпляр трамвая "Stadler". Уже завтра, 7 октября, он начнет обслуживать пассажиров на харьковском трамвайном маршруте №12 от проспекта Независимости до Лесопарка, а также на других маршрутах. "Это прототип, который был изготовлен в 2014 году. Это трамвай был специально разработан для инфраструктуры, не новая, несколько изношена" - охарактеризовал этот вагон Люфт.
Этот вагон в период с 2014 по 2019 гг. побывал на опытной эксплуатации в ряде городов России - Москве, Самаре, Краснодаре, Санкт-Петербурге. Также в отдельные периоды до осени 2020 года работал в режиме опытной эксплуатации на маршрутах белорусской столицы Минска. Являлся экспонатом международной выставки "InnoTrans" в Берлине в 2014 году. С октября 2020 года возвращен на завод-изготовитель.
В Харьков вагон привезли 8 сентября 2021 года. Затем он проходил испытания и обкатку на территории трамвайных депо и на улицах Харькова в ночное время.
Длина такого трамвая 26,7 метра, ширина стандартная 2,5 метра. Уровень пола низкий по всей длине салона, но сиденья над ходовыми тележками установлены на довольно высоких подиумах. Имеется 60 сидячих мест, общая вместимость до 183 пассажиров при плотности до 5 человек на квадратный метр. Трамвай двусторонний - с двумя кабинами управления, имеется по 4 двери с каждого борта. Имеет три тележки - две моторные с колесами диаметром 61 см под концевыми секциями и одну безмоторную с колесами диаметром 53 см под средней секцией. Общая мощность тяговых электродвигателей 560 киловатт. Максимальная скорость ограничена 75 км/час.