Трамвай Николаева отмечает юбилей (ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Понедельник , 3 января 2022, 17:27
3 января николаевский трамвай отмечает 107 лет с момента запуска в 1915 году.
Трамвай Николаева отмечает юбилей (ВИДЕО)

Трамвай в Николаеве запустили 3 января 1915 года (21 декабря 1914 г. по старому стилю) - ровно 107 лет назад. По этому поводу показываем видеообзор электротранспорта Николаева с движением трамваев в центральной части города, по самым старым линиям, а также троллейбусы - в том числе с высоты полета квадрокоптера на Ингульском мосту.

До трамвая, в период с 1897 по 1915 год, по улицам Николаева ходила конка - постепенно длина ее линий достигла 22 верст (чуть более 22 км). 

Первые трамваи пошли в Николаеве по тем же линиям, что и конка - по четырем маршрутам:
"Вокзал — Горбольница",
"Рынок — Спасск",
"Каботажный спуск — Кладбище",
"Кузнечная — Рынок".

Первоначально было 25 вагонов электрического трамвая. Они не имели токоприемников на крыше, не было контактной сети - так как ток подавался непосредственно на рельсы. Вагоны трамвая ходили одновременно с конкой. С конца 1917 года и по 1925 год трамвай не ходил - на линии снова "господствовала" конка.

Трамвай повторно запустили лишь в 1925 году, увеличив при этом вагонный парк до 37 вагонов. Пути оборудовали уже традиционной контактной сетью. Все вагоны были "местной" постройки - кораблестроительного завода "НАВАЛЬ", в советское время получившего название по имени Хосе Марти.


Подробнее: о трамваях, построенных на кораблестроительных заводах Николаева


Затем до конца 1930-х гг. протяженность линий увеличили до 41 км, а подвижной состав - до 71 вагона.

В 1941 году во время обороны города трамваи использовались для перевозки раненых. Движение трамваев продолжалось вплоть до момента взрыва электростанции уже во время уличных боев, когда советские войска покидали Николаев. Впоследствии, в 1944 году почти все трамвайное хозяйство было разгромлено уже отступающими немецкими войсками и пострадало в ходе боев. Но уже к концу 1944 года восстановили 18 километров линий.

С 1952 года началась постепенная перестройка трамвайных линий с узкой колеи 1000 мм на широкую 1524 мм - в связи с поступлением новых на тот момент вагонов типа "КТМ-1/КТП-1". Длина всех линий узкой колеи перед началом перестройки в 1952 г. составила около 33 км, в 1958 г. - 46 км, в 1960 году - 64 км.

В период 1952-1972 гг. одновременно работали маршруты и узкой, и широкой колеи. На узкой колее были еще старые довоенные и даже дореволюционные вагоны, а также некоторое количество трамваев "Гота" производства ГДР. Подвижной состав широкой колеи пополнялся трамваями исключительно советского производства - сначала упомянутыми уже "КТМ-1", затем поездами из моторных и прицепных двухосных вагонов "КТМ-2/КТП-2", четырехосными вагонами "МТВ-82". С 1970 года начались поставки четырехосных вагонов "71-605" ("КТМ-5"), значительная часть которых работает до сих пор.

Последний узкоколейный маршрут закрыли в 1972 году. Старые трамваи отправили на металлолом, а "ГДР-овские" - передали в Евпаторию.

Максимум развития трамвая был в конце 1980-х - начале 1990-х гг. На большинстве маршрутов курсировали двухвагонные составы из трамваев "71-605", и был даже один экспериментальный трехвагонный состав. Трамвайный парк насчитывал более 200 вагонов, работало два депо.

С 1992 года прекратились поставки новых вагонов модели "71-605" и "71-605А". Затем лишь с 1994 года закупали новые трамваи в единичных количествах - 7 вагонов российского производства модели "71-608К" (на данный момент два списаны). С 1999 года начали покупать трамваи украинского производства "Татра-Юг" - в 1999-2001 гг. 3 вагона модели "Татра-Юг-Т6В5", а затем с 2006 по 2008 гг. - 6 вагонов "Татра-Юг-К1". Также в Николаеве некоторое время проходил испытания частично низкопольный вагон российского производства "71-623". С 2021 года на линию выходят модернизированные трамваи "71-605" с измененным дизайном. В 2015 году закупили 12 подержанных трамваев "Татра-Т3" разных модификаций, прошедших модернизацию с установкой современной электронной системы управления.

На 2022 год трамвайный парк Николаева насчитывает 55 пассажирских вагонов, 46 из которых исправны и перевозят пассажиров. Это:
28 вагонов "71-605" и "71-605А" 1982-1992 гг. выпуска (20 исправных)
12 вагонов "Татра-Т3" 1980-1983 гг. выпуска
6 вагонов "Татра-Юг-К1" 2006-2008 гг. выпуска
3 вагона "Татра-Юг-Т6В5" 1999-2001 гг. выпуска
1 модернизированный в 2021 г. вагон "71-605-ВП".

Также имеется 5 служебных вагонов, в том числе 3 снегоочистителя и 1 рельсотранспортер.

В перспективе развития трамвая в Николаеве на ближайшие 5-10 лет строительства новых линий не предусмотрено. Также город не участвует в крупных программах обновления трамваев за средства европейских кредитов. Наиболее реальные планы - это модернизация части вагонов "71-605" собственными силами, а также - закупка одиночных частично низкопольных вагонов за средства городского бюджета - но в единичных количествах. Это могут быть как полностью новые вагоны, так и кузова вагонов для последующей окончательной сборки в депо, оформленной как модернизация старого вагона.



 

comments powered by HyperComments