Капитану танкера «Delfi», который затонул у побережья Одессы, грозит тюремный срок
Капитану танкера «Delfi», который потерпел кораблекрушение в ноябре прошлого года в районе одесского пляжа «Дельфин» объявили о подозрении в совершении уголовного преступления. Об этом сообщили в пресс-службе Одесской областной прокуратуры.
В прокуратуре Одесской области усмотрели в действиях капитала «Delfi» уголовное преступление, которое предусмотрено частью 1 статьи 276 Уголовного кодекса Украины – «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, которое создало опасность для жизни людей».
Капитана танкера-бункеровщика обвиняют в нарушении правил безопасности мореплавания и требований международных норм, касающихся минимального количества экипажа. Согласно с этими нормами, минимальное количество экипажа судна должно составлять 5 человек, хотя по факту на судне находилось трое моряков. Отмечается, что капитан судна несмотря на потерю одного из якорей, при неработающих главных двигателях танкера и отсутствии топлива при ухудшении погодных условий отказался от предоставления помощи, этим он поставил под угрозу здоровье и жизнь членов экипажа и посторонних лиц. Следствие установил, что танкер «Delfi» под управлением капитала находился в Черном море в акватории порта «Пивденный». В условиях шторма судно сорвало с якоря, после этого судно дрейфовало и в конце концов потерпело кораблекрушение близ пляжа «Дельфин» в Одессе. Экипаж был снят с борта танкера спасателями.
Как сообщал «Пассажирский транспорт», капитану танкера «Delfi» неоднократно предлагалась помощь – в море выходил мощный частный буксир «Австралия», который мог бы транспортировать аварийное судно в безопасное место. Кроме в море вышли катера Морской поисково-спасательной службы. Однако капитан танкера-бункеровщика от помощи отказался, что в итоге привело к гибели судна и угрозе загрязнения акватории и береговой линии остатками нефтепродуктов. До кораблекрушения танкер «Delfi» с мая 2019 года стоял в нейтральных водах на внешнем рейде порта «Пивденный» – его документы исчерпали срок действия еще в конце 2018 года. На борту не было топлива даже для работы судового дизель-генератора, а не то что основных двигателей.
Руководитель Одесского порта Денис Карпов, комментируя кораблекрушение танкера-бункеровщика, на борту судна находились трое членов экипажа – капитан, матрос и механик. Карпов утверждал, что были все возможности оказать помощь аварийному судну и отбуксировать его в Одесский порт: «Мы по решению капитана порта «Одесса» направили буксир, предлагали им «принять конец», а они отказались, как и покинуть борт судна. Также отказались подать сигнал SOS, который дает нам возможность начать аварийно-спасательные операции».
Капитан Одесского порта Кирилл Сухов, комментируя кораблекрушение, заявлял, что неизвестные люди, называющие себя представителями судовладельца, говорили экипажу не принимать никаких действий, поскольку это дорого. В тоже время, были все возможности взять судно на буксир и доставить его в Одессу или Очаков.
В прокуратуре Одесской области также сообщили о том, что возбудили уголовное дело по факту возможного нарушения уставных правил несения пограничной службы (часть 1 статьи 419 Уголовного кодекса Украины) должностными лицами Государственной пограничной службы Украины.
Прокуроры говорят, что танкер «Delfi» был осмотрен пограничниками и во время этого осмотра были выявлены серьезные технические неполадки на судне. Кроме того, были выявлены нарушения в документации. Однако, проверяющие не приняли мер по задержанию танкера и конвоированию его в ближайший порт.
На данный момент серьезной проблемой для Одессы стала эвакуация затонувшего танкера с пляжа «Дельфин». Эти работы должен был бы выполнить судовладелец, однако не исключено, что они будут выполняться силами украинского государства. Лежащий на боку танкер «Delfi» уже обследовали водолазы и предложили два способа его уборки с пляжа. Один из них – это возвращение судну плавучести и эвакуация с помощью буксиров. Второй – порезка его на месте. Процесс порезки процесс весьма сложный и может занять много времени. Даже в случае возврата танкеру плавучести, восстановлению он не подлежит – как из-за почтенного возраста, так и из-за значительных повреждений. Так что в любом случае его будущее – металлолом.
Заметим, что пляж «Дельфин» во второй раз стал местом кораблекрушения. В ноябре 2018 года тут выбросило на берег буксир «Параллель», который перевозили контрабанду. Буксир убрали с пляжа весной 2019 года. Однако, по сравнению с танкером-бункеровщиком, он имел значительно меньшие размеры.