День железнодорожника: сколько локомотивов у "Укрзализныци" и каких (инфографика)
В последние несколько лет регулярно поднимается тема почти полного износа локомотивного и вагонного парка "Укрзализныци". При этом называются различного рода относительные цифры, которые демонстрируют от 80 до 90% износа парка локомотивов. Мы же, воспользовавшись имеющимися в свободном доступе базами данных, провели статистический анализ всех локомотивов "Укрзализныци". В нашей инфографике они распределены по годам выпуска, по конкретным типам, по региональным филиалам. Достоверность информации составляет более 99%.
Из статистики мы исключили те локомотивы, которые оказались захваченными в оккупированном Крыму, но те локомотивы, которые находятся под контролем сепаратистов на Донбассе, пришлось оставить в статистике из-за отсутствия точной и достоверной информации об их принадлежности. К слову, в конце февраля 2014 года руководство Приднепровской железной дороги приняло решение перегнать часть пассажирских электровозов и несколько самых новых электричек из Крыма в Запорожье - и, как оказалось, очень вовремя.
Магистральный тепловоз 2ТЭ10
Итак, всего мы насчитали на "Укрзализныце" 4016 локомотивов. 1738 из них - электровозы, причем 420 из них - это пассажирские электровозы серий ЧС2, ЧС4, ЧС7, ЧС8 производства Чехословакии и 18 украинских ДС3. Остальные - грузовые советского и постсоветского производства и небольшое количество украинских ДЭ1.
Имеется 756 магистральных тепловозов, подавляющее большинство которых выпущены "Лугансктепловозом" до 1992 года - типов М62, 2М62, 2ТЭ10 и 2ТЭ116. Кстати, индекс "2" в обозначении типа тепловоза означает, что он двухсекционный, и каждая секция может, при необходимости, использоваться как самостоятельный локомотив.
Парк маневровых тепловозов, которые формируют поезда на станциях, подают вагоны под погрузку,выгрузку, и выполняют огромный спектр вспомогательной, но крайне необходимой работы, насчитывает чуть более 1500 единиц. 1465 из них - это чехословацкие тепловозы серии ЧМЭ3, поставки которых прекратились в 1994 году.
Маневровый тепловоз ЧМЭ3
Что же показывает "возрастной" анализ всех локомотивов? Из 1738 электровозов 855, в том числе 266 пассажирских выпущены до 1970 года - то есть, они "старше" 47 лет. Примечательно, что среди этих электровозов есть более 400 типа "ВЛ8", часть которых выпущена еще в 1950-х гг., а остальные - "ВЛ60" и "ВЛ80К". Остальные более-менее распределены по выпуску в 1970-1980-х гг.
Электровоз ВЛ60
И только 164 электровоза выпущены уже при независимости Украины, причем 30 из них - это чешские локомотивы "ЧС7" середины 1990-х, остальные - украинские электровозы Днепропетровского завода "ДЭ1" и "ДС3", а также российские "2ЭС5К" его украинский "клон" "2ЭЛ5" и "2ЭС4К", а также некоторое количество электровозов "ВЛ11.М6" Тбилисского завода.
Электровоз ДС3
Парк магистральных тепловозов существенно "моложе" - почти все они выпуска 1980-х гг., что связано с меньшим сроком службы дизельных локомотивов сравнительно с электровозами. Самые новые из них - серия "2ТЭ10УТ", которые поставлялись на Одесскую железную дорогу на участок около Николаева и Херсона в 1990-1992 гг. А вот серия тепловозов "2М62", которые наиболее распространены на Львовской и Юго-Западной железной дорогах, в значительной части простаивает в неисправном виде - до половины общего количества.
Тепловоз М62. Его "удвоенная" версия - 2М62
Локомотивы неравномерно распределены между региональными филиалами.
Так, все самые старые электровозы постоянного тока "ВЛ8" сосредоточены исключительно на Донецкой и Приднепровской железных дорогах, и обслуживают массовые грузоперевозки угольной и металлургической отраслей. Самые старые электровозы переменного тока серии "ВЛ80К" (151 единица) в большинстве своем работают на Юго-Западной железной дороге. Там же находятся и все 113 пассажирских электровозов переменного тока "ЧС4", выпущенных в 1960-х гг. и прошедших капитальную модернизацию в середине 2000-х. В свою очередь, Львовская железная дорога на многочисленных неэлектрифицированных линиях эксплуатирует малогабаритные и сравнительно маломощные тепловозы типа "2М62", которые предельно изношены из-за крайне интенсивной работы в условиях горной и пересеченной местности и крайне неудовлетворительного технического обслуживания. Именно поэтому на Львовскую железную дорогу с 2016 года начинают передавать тепловозы с других железных дорог. Относительно лучше ситуация на Одесской железной дороге - здесь нет электровозов самых старых серий, есть определенное количество электровозов, выпущенных после 2007 года (33 единицы), а магистральные тепловозы достаточно новые. При этом именно Одесская железная дорога выполняет крайне важный сегмент грузоперевозок в направлении морских портов.
Электровоз 2ЭС5К в Одессе
Наше исследование дает возможность сделать несколько выводов.
Во-первых, во время СССР на железных дорогах велось планомерное обновление локомотивного парка. Пик его пришелся на 1980-е годы, но при этом оставались работать и более старые локомотивы.
Во-вторых, после обретения Украиной независимости поставки новых локомотивов в необходимом и запланированном объеме прекратились. В 1992 году еще были поставки новых тепловозов - как завершение сделанных еще при СССР заказов. Затем количество новых локомотивов резко сократилось, и в некоторые годы они не приобретались вообще. После 1993 года, за исключением четырех пассажирских тепловозов серии "ТЭП150", приобретались только электровозы. Во второй половине 1990-х партия чешских пассажирских электровозов постоянного тока "ЧС7", начиная с 2002 года велось мелкосерийное производство грузовых электровозов "ДЭ1"" и пассажирских "ДС3" в Днепропетровске. Также после 2007 года закупались российские электровозы переменного тока "2ЭС5К", велась их же крупноузловая сборка под маркой "2ЭЛ5", также закупались грузинские грузовые электровозы постоянного тока "ВЛ11М.6" и российские "2ЭС4К". После 2014 года закупки локомотивов прекратились вообще.
Электровоз 2ЭЛ5
В-третьих, старые электровозы советского производства сейчас, с одной стороны, демонстрируют очень высокую степень технической надежности, находясь в регулярной интенсивной эксплуатации в течении 30-40-50 лет и более. С другой стороны, работа таких 50-летних "реликтов" сейчас несет в себе определенные риски их поломки в любой момент с непредсказуемыми последствиями. И, с третьей, само продолжение эксплуатации локомотивов выпуска 1950-1960-х гг., особенно серий "ВЛ8", "ВЛ80К", "ЧС2" и "ЧС4", даже несмотря на проведенные им капитальные ремонты, происходит от безысходности.
Выходов из сложившейся ситуации есть несколько. Один из них - возобновление достаточно объемных закупок электровозов и тепловозов за средства государственной "Укрзализныци" или государственного бюджета в рамках долгосрочной стратегии развития. Речь идет, напомним, о необходимости закупок. Тут могут быть как закупки импортных, как выпуск на украинских предприятиях новых электровозов по уже освоенным типам, так и локализация производства в Украине иностранных моделей. Хуже ситуация обстоит с тепловозами - завод "Лугансктепловоз" не просто находится на неподконтрольной территории, но и фактически перестал существовать. В Украине нет собственного производства мощных дизелей для тепловозов. Поэтому единственным оптимальным вариантом является максимально возможная локализация производства любой подходящей иностранной модели, либо модернизация имеющихся тепловозов.
Тепловозы 2ТЭ116