День железнодорожника: сколько локомотивов у "Укрзализныци" и каких (инфографика)

Александр Вельможко, фото автора  |  Суббота , 4 ноября 2017, 16:36
В день железнодорожника редакция Пассажирского Транспорта не только поздравляет путейцев с их профессиональным праздником, но и занимается статистическим анализом. Мы подсчитали на основе открытых источников, сколько у "Укрзализныци" сейчас локомотивов, каких типов и какого возраста. Выводы неутешительны.
День железнодорожника: сколько локомотивов у "Укрзализныци" и каких (инфографика)

В последние несколько лет регулярно поднимается тема почти полного износа локомотивного и вагонного парка "Укрзализныци". При этом называются различного рода относительные цифры, которые демонстрируют от 80 до 90% износа парка локомотивов. Мы же, воспользовавшись имеющимися в свободном доступе базами данных, провели статистический анализ всех локомотивов "Укрзализныци". В нашей инфографике они распределены по годам выпуска, по конкретным типам, по региональным филиалам. Достоверность информации составляет более 99%.

Из статистики мы исключили те локомотивы, которые оказались захваченными в оккупированном Крыму, но те локомотивы, которые находятся под контролем сепаратистов на Донбассе, пришлось оставить в статистике из-за отсутствия точной и достоверной информации об их принадлежности. К слову, в конце февраля 2014 года руководство Приднепровской железной дороги приняло решение перегнать часть пассажирских электровозов и несколько самых новых электричек из Крыма в Запорожье - и, как оказалось, очень вовремя.


Магистральный тепловоз 2ТЭ10

Итак, всего мы насчитали на "Укрзализныце" 4016 локомотивов. 1738 из них - электровозы, причем 420 из них - это пассажирские электровозы серий ЧС2, ЧС4, ЧС7, ЧС8 производства Чехословакии и 18 украинских ДС3. Остальные - грузовые советского и постсоветского производства и небольшое количество украинских ДЭ1.

Имеется 756 магистральных тепловозов, подавляющее большинство которых выпущены "Лугансктепловозом" до 1992 года - типов М62, 2М62, 2ТЭ10 и 2ТЭ116. Кстати, индекс "2" в обозначении типа тепловоза означает, что он двухсекционный, и каждая секция может, при необходимости, использоваться как самостоятельный локомотив.

Парк маневровых тепловозов, которые формируют поезда на станциях, подают вагоны под погрузку,выгрузку, и выполняют огромный спектр вспомогательной, но крайне необходимой работы, насчитывает чуть более 1500 единиц. 1465 из них - это чехословацкие тепловозы серии ЧМЭ3, поставки которых прекратились в 1994 году.


Маневровый тепловоз ЧМЭ3

Что же показывает "возрастной" анализ всех локомотивов? Из 1738 электровозов 855, в том числе 266 пассажирских выпущены до 1970 года - то есть, они "старше" 47 лет. Примечательно, что среди этих электровозов есть более 400 типа "ВЛ8", часть которых выпущена еще в 1950-х гг., а остальные - "ВЛ60" и "ВЛ80К". Остальные более-менее распределены по выпуску в 1970-1980-х гг.


Электровоз ВЛ60

И только 164 электровоза выпущены уже при независимости Украины, причем 30 из них - это чешские локомотивы "ЧС7" середины 1990-х, остальные - украинские электровозы Днепропетровского завода "ДЭ1" и "ДС3", а также российские "2ЭС5К" его украинский "клон" "2ЭЛ5" и "2ЭС4К", а также некоторое количество электровозов "ВЛ11.М6" Тбилисского завода.


Электровоз ДС3

Парк магистральных тепловозов существенно "моложе" - почти все они выпуска 1980-х гг., что связано с меньшим сроком службы дизельных локомотивов сравнительно с электровозами. Самые новые из них - серия "2ТЭ10УТ", которые поставлялись на Одесскую железную дорогу на участок около Николаева и Херсона в 1990-1992 гг. А вот серия тепловозов "2М62", которые наиболее распространены на Львовской и Юго-Западной железной дорогах, в значительной части простаивает в неисправном виде - до половины общего количества. 


Тепловоз М62. Его "удвоенная" версия - 2М62

Локомотивы неравномерно распределены между региональными филиалами.

Так, все самые старые электровозы постоянного тока "ВЛ8" сосредоточены исключительно на Донецкой и Приднепровской железных дорогах, и обслуживают массовые грузоперевозки угольной и металлургической отраслей. Самые старые электровозы переменного тока серии "ВЛ80К" (151 единица) в большинстве своем работают на Юго-Западной железной дороге. Там же находятся и все 113 пассажирских электровозов переменного тока "ЧС4", выпущенных в 1960-х гг. и прошедших капитальную модернизацию в середине 2000-х. В свою очередь, Львовская железная дорога на многочисленных неэлектрифицированных линиях эксплуатирует малогабаритные и сравнительно маломощные тепловозы типа "2М62", которые предельно изношены из-за крайне интенсивной работы в условиях горной и пересеченной местности и крайне неудовлетворительного технического обслуживания. Именно поэтому на Львовскую железную дорогу с 2016 года начинают передавать тепловозы с других железных дорог. Относительно лучше ситуация на Одесской железной дороге - здесь нет электровозов самых старых серий, есть определенное количество электровозов, выпущенных после 2007 года (33 единицы), а магистральные тепловозы достаточно новые. При этом именно Одесская железная дорога выполняет крайне важный сегмент грузоперевозок в направлении морских портов.


Электровоз 2ЭС5К в Одессе

Наше исследование дает возможность сделать несколько выводов.

Во-первых, во время СССР на железных дорогах велось планомерное обновление локомотивного парка. Пик его пришелся на 1980-е годы, но при этом оставались работать и более старые локомотивы. 

Во-вторых, после обретения Украиной независимости поставки новых локомотивов в необходимом и запланированном объеме прекратились. В 1992 году еще были поставки новых тепловозов - как завершение сделанных еще при СССР заказов. Затем количество новых локомотивов резко сократилось, и в некоторые годы они не приобретались вообще. После 1993 года, за исключением четырех пассажирских тепловозов серии "ТЭП150", приобретались только электровозы. Во второй половине 1990-х партия чешских пассажирских электровозов постоянного тока "ЧС7", начиная с 2002 года велось мелкосерийное производство грузовых электровозов "ДЭ1"" и пассажирских "ДС3" в Днепропетровске. Также после 2007 года закупались российские электровозы переменного тока "2ЭС5К", велась их же крупноузловая сборка под маркой "2ЭЛ5", также закупались грузинские грузовые электровозы постоянного тока "ВЛ11М.6" и российские "2ЭС4К". После 2014 года закупки локомотивов прекратились вообще.


Электровоз 2ЭЛ5

В-третьих, старые электровозы советского производства сейчас, с одной стороны, демонстрируют очень высокую степень технической надежности, находясь в регулярной интенсивной эксплуатации в течении 30-40-50 лет и более. С другой стороны, работа таких 50-летних "реликтов" сейчас несет в себе определенные риски их поломки в любой момент с непредсказуемыми последствиями. И, с третьей, само продолжение эксплуатации локомотивов выпуска 1950-1960-х гг., особенно серий "ВЛ8", "ВЛ80К", "ЧС2" и "ЧС4", даже несмотря на проведенные им капитальные ремонты, происходит от безысходности.

Выходов из сложившейся ситуации есть несколько. Один из них - возобновление достаточно объемных закупок электровозов и тепловозов за средства государственной "Укрзализныци" или государственного бюджета в рамках долгосрочной стратегии развития. Речь идет, напомним, о необходимости закупок. Тут могут быть как закупки импортных, как выпуск на украинских предприятиях новых электровозов по уже освоенным типам, так и локализация производства в Украине иностранных моделей. Хуже ситуация обстоит с тепловозами - завод "Лугансктепловоз" не просто находится на неподконтрольной территории, но и фактически перестал существовать. В Украине нет собственного производства мощных дизелей для тепловозов. Поэтому единственным оптимальным вариантом является максимально возможная локализация производства любой подходящей иностранной модели, либо модернизация имеющихся тепловозов. 


Тепловозы 2ТЭ116

comments powered by HyperComments