Последний государственный локомотивостроительный завод пойдет с молотка
На сайте Фонда государственного имущества Украины уже появилось объявлении о приватизации ДП «Днепропетровский электровозостроительный завод». Это последнее предприятие страны, которое выпускало новые серии локомотивов во времена независимости Украины. Завод, который в советское время выпускал маневровые и промышленные электровозы, в 1990-2000-е годы освоил выпуск магистральных электровозов как постоянного, так и переменного тока.
«Днепровский электровозостроительный завод» (ДЭСЗ) остался единственным в Украине государственным заводом, имеющим возможности строительства локомотивов. Крупнейший локомотивостроительный завод в Луганске, освоивший выпуск не только тепловозов, но и электровозов и мотор-вагонного подвижного состава прекратил свою работу из-за оккупации части Донбасса. Сейчас он разграблен боевиками и его оборудование вывезено в Россию.
Что то ДЭСЗ, то он до последнего времени принадлежал государству, однако «Укрзализныця» с 2008 года не заказывала у него подвиджной состав. В тоже время, завод поставил «Укрзализынци» 40 электровозов модели ДЭ1, а также совместно с компанией «Siemens» выпустил для нее 18 локомотивов ДС3. Как уже сообщал «Пассажирский транспорт», по непонятным причинам большинство относительно новых локомотивов, выпущенных в Днепре, по непонятным причинам простаивают в неисправном состоянии.
С 2008 года локомотивостроительный завод в Днепре не получал заказов от «Укрзализныци», в тоже самое время она по лизинговой схеме приобрела в России 70 электровозов 2ЭС5к по цене 7 млн. долларов США за локомотив.
По сообщениям СМИ, «Укрзализныця» рассматривала возможность строительства новых локомотивов на ДЭСЗ после объявления о масштабном обновлении подвижного состава. Однако, руководство «Укрзализныци» пришло к выводу, что ГП «Днепропетровский электровозостроительный завод» не сможет строить тепловозы даже совместными усилиями с зарубежными компаниями и подписало контракт с «General Electric».
После подписания меморандумов с французским гигантом «Alstom» и китайской компанией CRRC, стало понятно, что нынешний топ-менеджмент «Укрзализныци» не планирует производство в Украине и электровозов – об этом пишет «Зализныця без коррупции». По данным этого сайта локомотивостроительный завод в Днепре имеет непогашенную задолженность по заработной плате в суме более 7 млн. грн. по состоянию на 1 сентября 2018 года. Завод сейчас занимается исключительно ремонтными работами.
Бывшего директора завода Александра Зельдина подозревают в финансовых злоупотреблениях с имуществом завода и его финансами на сумму в 3 млн. грн. Во время обыска у него дома, согласно сообщениям днепровских СМИ нашли золотой умывальник и золотые именные часы от президента России Владимира Путина. Александр Зельдин уволился с завода в июне этого года. После увольнения он подал декларацию, согласно которой его жене принадлежит две квартиры в Днепре общей площадью 300 квадратных метров и два офиса в 168 кв. метров. Также супружеской паре принадлежит три автомобиля – BMW 523, Toyota Camry и Opel VEKTRA, общей стоимостью более чем в 700 тыс. гривен.
Напомним, что Днепропетровский электровозостроительный завод выпускал в 1990-2000-е годы электровозы постоянного тока ДЭ1 мощностью 6250 кВт., которыми планировали заменить старые локомотивы ВЛ8 советского производства. Они предназначались для вождения как пассажирских, так и товарных поездов. Всего было выпущено 40 локомотивов ДЭ1, которые поступили на Приднепровскую и Донецкую железные дороги в депо Нижнеднепровск-Узел и Красный Лиман. К сожалению, из-за неквалифицированного обслуживания многие локомотивы вышли из строя. Кроме них было выпущено 18 пассажирских локомотивов ДС3 переменного тока. Эти локомотивы были построены в сотрудничестве с компанией «Siemens», которая поставляла для них силовое электрооборудование (кроме тяговых двигателей, которые выпускал украинский завод в Смеле). Все 18 локомотивов ДСЗ были переданы в локомотивное депо «Киев-Пассажирский», однако сейчас из них работают единицы.
По мнению эксперта-транспортника Виктора Гальчинского, множество проблем с подвижным составом на «Укрзализныци» возникает именно из-за некачественного технического обслуживания и недостатка квалифицированного персонала. Та же проблема характерна и для городского электротранспорта. Поэтому часто современные, а значит и более сложные, локомотивы «отставляются», а ремонтируют старые, более простые. И это даже несмотря на то, что старый подвижной состав значительно более энергоёмкий,