«Укрзализныця» хочет получить более 7 миллиардов гривен из бюджета
«Укрзализныця» в очередной раз жалуется на убыточность для нее пассажирских перевозок. На этот раз об этом плачется в своем блоге на «Железнодорожном информационном портале» директор по стратегическому развитию и инвестиционной политике АО «Укрзализныця» Антон Саболевский.
По словам Саболевского, ведущие грузовые клиенты «Укрзализныци», которые формируют прибыль компании, активно выступают против покрытия убытков от пассажирских перевозок за счет грузовых. По его мнению, государство должно сделать сложный выбор, т.е. компенсировать убытки от пассажирских перевозок за счет государственных и местных бюджетов. Саболевский считает, что новый законопроект о железнодорожном транспорте – если государство не подписывает договор на перевозки пассажиров и не гарантирует безубыточность перевозчика – услуга не предоставляется.
«Настало время менять парадигму мышления, а государству определится: является ли развитие железнодорожных перевозок пассажиров приоритетом государства или с этим справятся конкурентные отрасли (авиационный и автомобильный транспорт). Разные страны по разному ответили на этот вопрос. Европа сделала железные дороги основным перевозчиком пассажиров, США, Канада и Австралия выбрали авиационное сообщение и в качестве альтернативы построили качественные автострады», – размышляет Антон Саболевский. Топ-менеджер считает, что на частных операторов рассчитывать не стоит. При наличном в стране уровне заработных плат и ВВП на душу населения, перевозки пассажиров даже в существующих объемах без субсидий со стороны государства просто невозможны.
Саболевский утверждает, что для того, чтоб построить необходимое количество пассажирского подвижного состава, необходимо пять-семь лет и 111 миллиардов гривен финансовых инвестиций, которых сейчас нет в распоряжении «Укрзализныци». В этом году «Укрзализныця» хочет получить из бюджета 7,1 миллиарда гривен, из которых 2,2 миллиарда – это недополученная компенсация за перевозки пассажиров-льготников, остальные средства - это те деньги, которые компания инвестировала в пассажирские перевозки на протяжении двух предыдущих лет фактически за счет прибыли от грузовых перевозок.
Своей вины в убыточности пассажирских перевозок в руководстве «Укрзализныци», ясное дело, не видят. Хотя пассажирские перевозки убыточны не в последнюю очередь из-за их плохого планирования руководством «Укрзализныци». Часто похоже на то, что «Укрзализныця» сознательно отдает перевозки по различным направлениям частным перевозчикам (не исключено, что некоторые функционеры от железной дороги получают от этого личную прибыль). Примером может быть отсутствие регионального сообщения между Одессой и украинской Бессарабией (южными районами Одесской области). О проблемах такого сообщения уже писал «Пассажирский транспорт». Фактически, пригородные поезда из Одессы ходят только до Белгород-Днестровского, хотя логично было бы запустить региональный экспресс до Измаила. Однако за Аккерманом железные дороги неэлектрифицированы и необходимо использовать дизель-поезда, а их нет на балансе мотор-вагонного депо Одессы. При желании вопрос можно решить, однако такого желания нет. Поэтому «Укрзализныця» и отдала весь пассажиропоток в направлении Измаила и других городов юга Одесской области частным перевозчикам. Можно привести и другие примеры.
Транспорный блогер Орест Солтивский обращает внимание на то, что общий пассажиропоток «Укрзализныци» сравнительно невелик – всеми поездами дальнего следования компания перевезла в прошлом году всего около 56 миллионов пассажиров, в пригородном сообщении по всей Украине – около 100 миллионов пассажиров.
«Население Украины без оккупированных территорий сейчас составляет около 35 миллионов. Мне как-то не верится, что у нас такой низкий показатель мобильности населения. Ведь если верить данным «Укрзализныци», то получается, что среднестатистический украинец покупает за год 1,6 билетов на поезда дальнего сообщения. Что до пригородного сообщения, то тут на одного украинца приходится, опять таки, если верить статистике «Укрзализныци» всего 2,85 билетов в пригородном сообщении… Ответ тут, очевидно, таков – «Укрзализныця» попросту «слила» своего пассажира», – говорит Орест Солтивский.
По его мнению, если действительно мобильность населения настолько мала, значить необходимо оптимизировать выполнение пассажирских перевозок, активно внедрять «хабовую» модель перевозок (с пересадкой в крупных узлах), двухсоставные поезда, где группы вагонов направляются в разные города. Такие меры помогут уменьшить потребность в локомотивной тяге и сократят не очень продуктивный пробег локомотивов.
«Сейчас «Укрзализныця» гоняет пассажирские поезда через всю Украину, например Львов – Бахмут или Лисичанск – Ужгород. А кто анализировал, какой на самом деле пассажиропоток между конечными станциями? Возможно проще и выгоднее «состыковать» поезда по крупным станциям, например по Киеву, чтоб пассажирам было удобно ехать с пересадкой? Тут даже возможен вариант с беспересадочными вагонами. Аналогично, можно запускать двухсоставные поезда с разделением групп вагона. В сообщении Киев – Одесса, Львов – Одесса и Киев – Львов, допустим, возможно разделение и новое сцепление вагонов по станции Жмеринка. Это тоже может дать экономию по локомотивной тяги. В общем, варианты есть, однако чиновникам проще клянчить средства из бюджета, чем думать над оптимизацией», – считает Орест.
«Если «Укрзализныця» действительно хочет уменьшить убыточность пассажирских перевозок, то она должна бороться за пассажира, максимально увеличивать пассажиропотоки предлагая более низкую цену и лучшие условия, чем у автобусных перевозчиков. И тут нужно использовать все варианты, в том числе и нестандартные, не прописанные в «еврометодичках». Допустим, для сообщения между соседними областными центрами в составе поездов дальнего следования могут быть сидячие «межобластные» вагоны, чтоб пассажир не переплачивал за плацкартный или купейный билет. Кроме того, руководство «Укрзализныци» должно понимать, что максимальный доход можно получить только «подстраиваясь» под пассажира, а не наоборот. Если расписание будет неудобным, то пассажир попросту будет пользоваться автобусом», – говорит Орест Солтивский.