Скоростные железные дороги в Украине: ожидание и реальность
22 февраля на форуме "Украина 30. Инфраструктура" высшее руководство Украины и железной дороги говорило о проектах развития скоростного железнодорожного сообщения. Нюанс создания новых скоростных железных дорог заключается в том, что движение поездов на скоростях более 120 километров в час оптимально только для пассажирского движения - в то время как грузовые поезда везде идут значительно медленнее. Поэтому пути для скоростного пассажирского и обычного движения обособляют.
Как рассказал во время открытия форума президент Украины, конечной целью поставлено время в пути внутри страны не более 3-4 часов. "Мы будем совершенствовать существующие маршруты, маршруты поездов Интерсити. Наша цель - чтобы железнодорожная поездка по Украине занимала максимум 3-4 часа", - заявил президент.
Основные направления развития скоростного движения сроком на три года показал на презентации заместитель главы офиса президента Кирилл Тимошенко. В качестве приоритета для развития скоростного движения рассматриваются направления Одесса - Тернополь - Львов/Ужгород, Киев - Кривой Рог - Николаев, Киев - Запорожье - Мариуполь, Киев - Харьков - Константиновка.
Однако, ближайшая реальность на 2021 год оказывается гораздо скромнее. Как рассказал на том же форуме министр инфраструктуры Владислав Криклий, первоначально речь пойдет о постепенном строительстве или реконстурукции путей под скорости до 250 километров в час - для пассажирского сообщения и регулярных контейнерных поездов в направлении Евросоюза. С учетом нынешнего состояния железных дорог, повышение скорости пассажирских поездов до 250 километров в час - это уже очень большой прогресс.
Первую такую магистраль проложат от Львова (от станции Скнилов на окраине города) до польской границы - это всего несколько десятков километров. Была озвучена и перспектива ее продления до Киева. Скорее всего, данная линия будет иметь европейскую колею 1435 мм - для возможности въезда на территорию Украины иностранного европейского подвижного состава и транспортировки грузов без перегрузки или перестановки вагонов с одной колеи на другую.
"Первая железнодорожная линия со скоростью движения до 250 км/ч соединит Государственную границу с Польшей и город Львов (станция Скнилов) с возможностью продления линии в Киев и последующим развитием по трансъевропейской транспортной сети TENT-T. Проект предусматривает строительство инфраструктуры для обслуживания поездов типа Интерсити и контейнерных перевозок в направлении Европейского Союза" - заявил Криклий.
В дальнейшем планируются и направления Киев-Одесса, Киев-Харьков, Киев-Днепр-Запорожье. Общая протяженность скоростных путей, которые планируют проложить в Украине — около 2000 км. Модернизировать собираются станции Киева, Одессы, Львова, Винницы, Хмельницкого, Тернополя и Белой Церкви. Если это будет европейская колея 1435 мм, то она, скорее всего, будет идти за пределами крупных городов отдельно. И лишь в границах крупных областных центров могут быть короткие "вводы" совмеченной четырехниточной колеи для того, чтобы пассажирские поезда могли преодолеть последний участок в 10-15 километров и прибывать непосредственно на вокзалы.
Одновременно рассматривается вопрос о закупке в Южной Корее еще 10 скоростных поездов "Hyundai HRCS2" в 9-вагонной составности - идентичным тем, которые были закуплены накануне Евро-2012, и предоставления корейской стороной технологий строительства скоростных железнодорожных линий. "Для развития железнодорожной отрасли Украины корпорация Hyundai как долгосрочный партнер желает присоединиться к вашему плану развития. На этом этапе мы готовы предоставить финансирование для нескольких проектов. Особенно мы заинтересованы в строительстве скоростной ж/д и поставке 10 новых скоростных электрических поездов с 90 вагонами HRCS2" - заявил на том же форуме в онлайн-видеосвязи вице-президент подразделения коммерческого транспорта и энергетики Hyundai Corporation Юн Сук Чой.
Украинская делегация во главе с министром инфраструктуры отправится в Южную Корею уже в марте. Там планируется подписание меморандумов с Hyundai, согласно которым на разработку предварительного технико-экономического обоснования для реализации проекта скоростного ж/д сообщения в Украине будет выделен грант в размере 2 млн долларов США.