Ретро-поезд под паровозом на узкоколейке в Гайвороне: возобновится ли движение по узкой колее (ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Вторник , 13 июля 2021, 20:00
В конце июля на Одесской железной дороге могут возобновить движение поездов на узкоколейке от Гайворона до Рудницы. А пока что там раз в несколько месяцев курсируют только "фестивальные" и туристические поезда. Мы прокатились на одном из них.
Ретро-поезд под паровозом на узкоколейке в Гайвороне: возобновится ли движение по узкой колее (ВИДЕО)

С марта 2020 года на Одесской железной дороге простаивает без движения узкоколейка с главной станцией в городке Гайворон - с ветками до станций Рудница и Голованевск. Местные жители и даже чиновники и политики в Кировоградской и Винницкой областях возмущены - так как обслуживающая несколько десятков населенных пунктов узкоколейная железная дорога не работает. И иных путей сообщения в этих местах, зачастую, нет.

Лишь с марта 2021 года эпизодически ходят поезда от Гайворона до станции Бершадь. Один раз это было 10 марта, с целью демонстрации возможностей узкоколейки и постановки задачи для местных политиков. А второй раз - 21-22 мая, когда в Гайвороне проводили тематический железнодорожный фестиваль "Good'OK fest". Оба раза в движении участвовал главный "раритет" узкоколейки - паровоз Гр-280, построенный еще в 1950 году в Восточной Германии.

Очередной, третий за этот год "узкоколейный" фестиваль состоялся в Гайвороне 10 июля. Мы там побывали и прокатились на ретро-поезде, прозванном организаторами "гайворонским экспрессом". Хотя в народе его в шутку называют "узкоколейным экспрессом" или "Хюндаем, который мы заслужили". В составе - упомянутый паровоз 1950 года постройки, три пассажирских вагона "Pafawag" польской постройки 1959 года. А в помощь паровозу привлекли еще и тепловоз - советский, серии "Ту-2" - "Ту2-071", построенный на заводе в Калуге в 1957 году. Ветераны, одним словом.

Как это было - в нашем видео. Сначала мы сняли подготовку к отправлению ретро-поезда в Гайвороне вместе с маневрами тепловоза и паровоза по станции. Затем проехали от Гайворона до станции Бершадь (в бывшем райцентре Винницкой области) с остановкой на бывшей станции Устье. В Бершади мы понаблюдали за "гонками" паровоза и тепловоза по параллельным путям и увидели настоящий действующий семафор. Ознакомились с адскими в летнюю жару условиями работы машинистов паровоза и попробовали яичницу, приготовленную в паровозной топке. А на обратном пути из Бершади в Гайворон сделали несколько остановок в самых живописных местах, в том числе у моста через Южный Буг. Скорость поезда невелика - 25 километров от Бершади до Гайворона поезд преодолевает примерно за два часа. А изрядно заросшие зеленью пути очень сильно осложняют работу локомотивов. В густой траве, покрывшей рельсы, старый паровоз буксует и не справляется даже с тремя вагончиками - и тогда на помощь приходит тепловоз. С двумя локомотивами ретро-поезд едет уже нормально. 

Данный ретро-тур, с одной стороны, стал чисто туристическим развлечением - сюда собралось более 130 любителей железных дорог со всей Украины. Также он стал очередным напоминанием для местных властей и руководства "Укрзализныци" о необходимости скорейшего восстановления пассажирского движения по узкоколейной железной дороге. 

Возможно, к людям прислушались. Из трех независимых источников в среде топ-менеджмента "Укрзализныци", городских властей Гайворона и Винницкого областного совета мы услышали одинаковую информацию. Возможно, на конец июля запланировано возобновление движения пригородного узкоколейного поезда сообщением "Гайворон - Рудница" - как минимум, в ежедневном формате. Возобновление поезда из Гайворона в Голованевск - под очень большим вопросом.

Узкоколейная часть станции Гайворон

Узкоколейная железная дорога является жизненно важным социальным пассажирским транспортом для жителей нескольких десятков населенных пунктов Кировоградской и Винницкой областей, дает возможность им перемещаться между Гайвороном, Бершадью, делать пересадки на станциях в Гайвороне и Руднице на электропоезда и пассажирские поезда до Винницы, Одессы, Кропивницкого и других городов Украины. Также узкоколейка является важным туристическим объектом - еще несколько лет довольно регулярно здесь выполнялись рейсы поездов под паровозом специально для туристов.

Узкоколейка железная дорога Рудница - Гайворон - Голованевск организационно относится к региональному филиалу "Одесская железная дорога" "Укрзализныци", но территориально пролегает в Винницкой и Кировоградской областях. Движение пассажирских поездов между Гайвороном и Голованевском прекращено еще с начала 2019 года - до этого здесь 2-3 раза в неделю ходил поезд из одного вагона.

Недействующая станция Грушка между Гайвороном и Голованевском

На основном участке от Гайворона до Рудницы пассажирские поезда ходили до введения локдауна в марте 2020 года - один поезд ежедневно и еще один три раза в неделю, в составе тепловоза и двух-трех вагонов. Кроме станций Гайворон, Рудница и Голованевск, путевое развитие сохранилось только на станции Бершадь.

Паровоз Гр-280 в Гайвороне

Подвижной состав представлен четырьмя тепловозами Ту2, одним ретро-паровозом. Для перевозки пассажиров имеется пять-шесть вагонов "Pafawag". Из грузового вагонного парка осталось менее десятка единиц - платформ и крытых вагонов. Также имеется буксируемый снеоочиститель и дрезина, переделанная из легкового автомобиля "ЗиМ".


Подробнее: история узкоколейной железной дороги с центром в Гайвороне


Гайворонская узкоколейная железная дорога (сейчас она состоит из действующего участка Рудница – Гайворон длиной 78 километров и участка Гайворон – Голованевск длиной 52 километра, где движение недавно прекратилось) изначально была частью узкоколейной сети частного "Южного общества подъездных путей". Эта частная железнодорожная компания была основана в 1886 году, реорганизована 26 марта 1892 года. К началу 1900-х годов была построена сеть железных дорог от Бердичева на Житомирщине до Ольвиополя (ныне – Первомайск-на-Буге) в Николаевской области.

Паровоз Гр-280

Но часть этих узкоколеек уже во время Первой мировой войны перестроили на стандартную колею. В советское время узкоколейная сеть перешла под управление Народного Комиссариата путей сообщения (НКПС), однако продолжала развиваться. На 1940 год общая длина этой узкоколейной сети составляла почти 560 километров. Протяженность по участкам оставляла: Бердичев – Холоневская (61-й км) – Калиновка (76-й км) – Гуменное (115-й км) – Зятковцы (234-й км) – Гайворон (296-й км) – Голованевск (350-й км) – Подгородная (405-й км). Сохранилась ветка Гуменное – Винница (16 км) и Холоневская – Семки (42 км). На линии Гайворон – Подгородная (77 км) появились ветки Дохно – Чечельник (12 км), Бершадь – Бершадь-Завод (позднее – Пилипоновка, 5 км). Но в 30-е годы был разобран участок узкоколейки от Подгородней до Первомайска-на-Буге.

Бывшая станция Устье, превращенная в обычный остановочный пункт после разборки станционных путей

После Второй Мировой войны (по другим данным – еще перед ее началом) была построена узкоколейная ветка от Рудницы в сторону Молдовы до пристани Каменка-Днестровская на Днестре длиной 42 километра. Максимального развития сеть узкоколейных железных дорог в Центральной Украине достигла в 1950-х годах – ее протяженность тогда составляла около 700 километров, однако не все участки находились в ведении Министерства путей сообщения СССР.

Станция Бершадь, "гонки" паровоза и тепловоза

Узкоколейки входили в состав Юго-Западной и Одесской железных дорог. Их сеть состояла из "меридиональной" ветки Бердичев – Гайворон и "широтной" Каменка – Рудница – Гайворон – Подгородняя. Было три узкоколейных локомотивных депо – Холоневская, Винница и Гайворон. В Гайвороне также разместился локомотиворемонтный завод по ремонту узкоколейных локомотивов для всего СССР. В послевоенное время на узкоколейной сети работали паровозы Гр, построенные в Восточной Германии. Использовались польские узкоколейные вагоны "Pafawag" с лежачими местами по типу боковых полок плацкартных вагонов.

Тепловоз Ту2 в хвосте ретро-поезда, станция Бершадь

С 1960-х годов размеры узкоколейной железнодорожной сети в Центральной Украине неуклонно уменьшались. Большой участок узкоколейки Бердичев – Холоневская – Калиновка – Гуменное просто разобрали. После этого началась "перешивка" под широкую колею участка Винница – Гайворон, которая завершилась в 1980 году. Затем до конца 1991 года были построены участки Гайворон – Таужня (22,8 км. практически не используется) и Подгородняя – Голованевск, чтобы создать еще одну железную дорогу нормальной колеи от Вознесенка и Помошной до Винницы. Далее строительство из-за экономического кризиса прекратилось, хотя построить осталось всего около 29 километров путей.

Узкоколейный ретро-поезд под паровозом пересекает Южный Буг по мосту, который снимали во множестве советских кинофильмов

В 1997-1999 гг. закрыли и разобрали участок Рудница - Каменка, в 2001-2002 - от Голованевка до Подгородней, чуть позже - все боковые "ветки" от оставшейся линии Голованевск - Гайворон - Рудница. Осенью 2020 года уже рассматривалась возможность полного закрытия с демонтажом путей 50-километрового участка "Гайворонкой" узкоколейки от Гайворона до Голованевска. В этом случае от данной линии остался бы только участок Гайвоорон - Бершадь - Рудница.


 

comments powered by HyperComments