В Подмосковье полностью ликвидируют самую первую систему трамвая, построенную в СССР

Александра Игнатьева  |  Четверг , 21 июня 2018, 13:26
В Подмосковье окончательно ликвидируют самую первую линию трамвая, построенную при советской власти. Трамвай в городе Ногинске (ранее Богородск) стал прообразом легендарной фразы Ильфа и Петрова "трамвай построить - это вам не ишака купить". Движение трамваев прекратилось в 2013 году, а несколько дней назад начали разбирать рельсы и оставшиеся вагоны - на металлолом.
В Подмосковье полностью ликвидируют самую первую систему трамвая, построенную в СССР

Трамвай в городе Ногинск, ранее называвшийся Богородском, спроектировали ещё до революции 1917 года, но из-за неё строительство трамвайной системы отложили на несколько лет. В 1923 году городу наконец удалось реализовать задуманное, и 2 марта 1924 года трамвай отправился в свой первый рейс по маршруту Истомкино — Центр (Вокзал) — Глухово. Сама система до самых последних дней представляла собой однопутную линию с разъездами. Маршруты Глухово — Центр (Вокзал) и Истомкино — Центр (Вокзал) развозили пассажиров с прибывающих поездов.

В течение 12 лет, с 1950 по 1962 год, строилась линия в Посёлок Ильича, по которой пошёл маршрут № 2 Вокзал — Посёлок Ильича. Однако уже через 10 лет маршрут был закрыт, а трамвайные пути демонтированы. Тогда же построили линию  в Доможирово. Позже в городе остался всего 1 маршрут - Доможирово — Посёлок Октября.

В 1995 году списали 13 трамвайных вагонов РВЗ-6М2, а к 1997 году прибыло 6 новых трамваев 71-608КМ, что стало последней поставкой трамваев в город. В марте 2010 года списали первый из них, в 2011 – ещё два. Таким образом, на маршруты выходило всего три трамвая. К 2014 году вышел срок эксплуатации всех вагонов, что означало их капитальный ремонт либо же закупку новых.

Ногинский трамвай начал приходить в упадок, когда в 2006 году городе появились маршрутки, которые дублировали трамвайные маршруты и интервал движения которых составлял всего 3-5 минут.  В 2009 году интервал движения трамваев составлял 25 минут, а после сокращения заказа на перевозку трамваем в 2010 году – 40 минут. Большинство пассажиров использовали маршрутки. Кроме того, из-за плохого состояния трамвайной инфраструктуры скорость движения была очень медленной, периодически происходили задержки из-за сходов вагонов с рельс. На половине протяжённости сети действовали ограничения по скорости от 20 км/ч до 10 км/ч. В последние годы многие разъезды были разобраны, так как необходимости в них уже не было.

1 апреля 2011 года движение трамвая было временно закрыто на неопределённый срок. 30 апреля 2012 в техническом режиме вновь запустили движение. 1 июля 2012 года возобновлено движение трамваев с пассажирами, затем 10 августа опять закрыто, а 28 сентября возобновлено, после чего опять остановлено 12 октября. С 7 июня по 11 июня 2013 года трамвай работал с пассажирами по маршруту Истомкино-Захарово. 10 июля 2013 года Администрацией города Ногинска был объявлен конкурс на обслуживание комплекса Ногинского трамвайного предприятия. Конкурс продлился до 20 августа. Но на конкурс из-за неприемлемых условий не было подано ни одной заявки.

В конце июля от разворотного треугольника «Захарово» в сторону разъезда «Посёлок Володарского» начали проводить демонтаж контактной сети. С 10 августа по 10 сентября 2013 года и с 1 мая 2014 года по 3 января 2015 года по всей трассе трамвая ходил автобус «Т», который существовал в так называемом «режиме трамвая» и должен был стать его временной заменой.

Тогда же в городе начали происходить хищения контактной сети, в том числе и около городской администрации. Периодически хищения происходили в разных местах, даже после того, как город начал предпринимать попытки восстановить движение.

Трамвай планировали вновь запустить во второй половине 2014 года, но это так и не произошло. Со временем некоторые участки трамвайных путей начали закатывать в асфальт.

23 марта 2016 года начался демонтаж опор контактной сети в Доможирово. В течение 4 месяцев опоры были демонтированы на всём протяжении линии, кроме трамвайного депо, участков на улицах 3-й и 5-й Доможировской, участка от разъезда «Нарсуд» до Городского парка и участка от Октябрьского рынка до кольца «Посёлок Октября». На текущий момент здание депо Ногинского трамвая передано в аренду частному предпринимателю сроком на 49 лет, а подъездные пути к депо оказались под угрозой демонтажа, поскольку проходят по территории строящегося жилого комплекса.

С 14 июня 2018 года начали демонтировать оставшиеся трамвайные пути, а также резать на металлолом оставшиеся вагоны. 

Такая ситуация типична для всех малых городов России, где есть электротранспорт. Лишенный поддержки со стороны государства, он полностью переведен на самоокупаемость. А у муниципалитетов либо нет денег, либо нет желания поддерживать в должном состоянии и статусе вместительный и экологически чистый электротранспорт.

Фото - www.transphoto.ru: авторы Дмитрий Касаткин, Еж3, Joachim Kaddatz, Koshekans

comments powered by HyperComments