В Хельсинки вывели из эксплуатации низкопольные трамваи «Bombardier Variotram»

Понедельник , 21 января 2019, 11:29
В столице Финляндии вывели из эксплуатации низкопольные трамваи «Bombardier Variotram», выпущенные в 1998 – 2003 году.
В Хельсинки вывели из эксплуатации низкопольные трамваи «Bombardier Variotram»

Последний раз на улицы столицы Финляндии низкопольные трамваи «Bombardier Variotram» выезжали 28 декабря 2018 года. Сейчас эти вагоны, выпущенные в 1998 – 2003 году выставлены на продажу. Перевозку пассажиров обеспечивают новые трамваи «Škoda ForCity Smart Artic MLNRV3», которые Хельсинки получили в 2015 – 2018 года, а также старые трамвайные вагоны «Valmet MLNRV2» и «Valmet MLNRV1». В общей сложности в трамвайном хозяйстве Хельсинки на данный момент отстранено от эксплуатации 65 трамвайных вагонов различных моделей, в том числе по 20 низкопольных трамваев «Bombardier Variotram MLRV1» и «Bombardier Variotram MLRV2», выпущенных в 1998 – 2003 году. Это первый случай массового отстранения от эксплуатации низкопольных трамвайных вагонов в возрасте 15 – 20 лет.


Трамвайный вагон «Bombardier Variotram MLRV1» на улицах Хельсинки. Октябрь 2018 года.

По неофициальным данным причиной выведения из эксплуатации низкопольных трамвайных вагонов «Bombardier Variotram» в Хельсинки стало появление трещин в несущих конструкциях трамвайных вагонов. Вывод из эксплуатации этих вагонов был анонсирован еще в конце 2017 года. Оператор общественного транспорта Хельсинки компания «HKL» и компания «Bombardier» договорились о том, что совместно будут искать покупателя для 40 трамвайных вагонов.

Отметим, что по своей конструкции трамвайные вагоны «Bombardier Variotram» напоминают пятисекционные вагоны «Электрон» украинского производства – у них также «нечетные» секции опираются на неповоротные тележки, а «четные» являются подвесными. Проблемы с кузовами трамвайных вагонов «Bombardier Variotram» были выявлены уже давно – в 2006 – 7 годах во время капитального ремонта трамваев их кузова уже были усилены. Между оператором общественного транспорта Хельсинки «HKL» и «Bombardier Transportation» в 2007 году был подписан договор о техническом обслуживании трамваев.


Трамвайный вагон «Bombardier Variotram MLRV2» в Хельсинки. Лето 2018 года.

30 ноября 2017 года компании «HKL» и «Bombardier Transportation» подписали соглашение о том, что будут вместе искать покупателя для 40 низкопольных пятисекционных трамвайных вагонов моделей MLRV1 и MLRV2 и о их выводе из эксплуатации в Хельсинки в конце 2018 года.

Официальная формулировка причины вывода вагонов из эксплуатации – трамваи не полностью подходят требованиям трамвайной сети Хельсинки в отношении кузовов и конструкции тележек. Общеизвестно, что трамваи с неповоротными тележками негативно влияют на трамвайные пути, особенно в кривых малого радиуса. Именно поэтому Хельсинки выбрали конструкцию трамвая на поворотных тележках «Škoda ForCity Smart Artic MLNRV3», отметим, что вагоны аналогичной компоновки планирует запустить в производство одесско-днепровская компания ООО «Татра-Юг».

«То, что в кузовах сочлененных трамваев довольно часто появляются трещины – не секрет для трамвайщиков. Особенно часто такие дефекты появляются у вагонов-«гармошек», которые работают на изношенных путях и при изобилии кривых малого радиуса. Именно поэтому города Украины и боялись закупать сочлененные вагоны, делая ставку на «одиночки». Для примера, сочлененные вагоны «Tatra KT4» в Украине работали только в узкоколейных системах. И во Львове, и в Виннице эксплуатационники столкнулись с трещинами кузовов трамвайных вагонов «Tatra KT4» в районе узла сочленения. Кроме этих, видимых из салона, дефектов, вагоны имеют и другие скрытые трещины, которые требуют новой проварки сварных швов во время капитального ремонта вагона. С этими проблемами, между прочим, столкнулись не только в Украине, но и в Германии, где работало очень много таких вагонов», – рассказывает эксперт в области электротранспорта, инженер ЛКП «Львовэлектротранс» Дмитрий Янкивский.

«Мне трудно судить о причинах дефектов вагонов в Хельсинки – судя по фотографиям оттуда пути в столице Финляндии содержатся в идеальном состоянии. А вот участков с кривыми малого радиуса в городе достаточно. В этом, наверное, и проблема – вагоны с неповоротными тележками ускорено изнашивали пути и реборды бандажей колес, что требовало значительных средств на техническое обслуживание и текущий ремонт», – говорит Дмитрий.


Шестиосный двухсекционный вагон «Valmet NRV1». Такие вагоны также отстранены от эксплуатации и выставлены на продажу в Хельсинки.

О том, какой город будет покупателем вагонов «Bombardier Variotram» пока неизвестно. Есть данные, что два вагона из Хельсинки побывали на испытаниях в немецком городе Рейн-Неккар, однако этот город их не приобрел. Для отстоя трамваев перед продажей, по неофициальной информации, сейчас создается площадка в городе Хамина.

Кроме вагонов «Bombardier Variotram» в Хельсинки также отстранены от эксплуатации еще и вагоны «Valmet NRV1», выпущенные в начале 1970-х годов, а также вагоны «Valmet Nr I+». Их вывод из эксплуатации начался в 2016 году. Вагоны «Valmet NRV1» являются плодом двухкратной модернизации вагонов «Valmet Nr I». Первую модернизацию вагоны проходили в середине 1990-х годов, а вторую – с 2006 по 2011 год. Вагоны «Valmet Nr I+» проходили лишь модернизацию в средине 1996 годов. Несмотря на высокопольность, вагоны «Valmet NRV1» оборудованы современной системой управления тяговым электроприводом на базе мощных полупроводниковых элементов, они полностью пригодны для эксплуатации, к примеру, во Львове, Житомире или Виннице, то есть в украинских городах, которые имеют ширину колеи 1000 мм.

Заметим, что часть вагонов «Valmet Nr I» в Хельсинки была модернизирована с установкой дополнительной низкопольной секции – 42 таких вагона и дальше находятся в эксплуатации несмотря на то, что их возраст перешагнул за 30 лет.

Источник фото - transphoto.ru.

comments powered by HyperComments