В железные дороги Эстонии до 2025 года инвестируют более 400 миллионов евро
Согласно с принятой правительством Эстонии программой инвестиций в инфраструктуру, национальный железнодорожный оператор страны – компания «Eesti Raudtee» получит 402 млн. евро. Еще одна железнодорожная компания Эстонии «Edelaraudtee» (в переводе – «Юго-Западная железная дорога») – 29 млн. евро. Об этом сообщает «Центр транспортных стратегий».
Из государственного бюджета Эстонии в 2019-24 году на развитие железнодорожной инфраструктуры выделят 162 млн. евро, из средств Европейского союза – 54 млн. евро. Остальные средства планируют привлечь в качестве кредитов от международных финансовых организаций. Средства предусмотрены, в частности, на обеспечение повышения скорости на ряде участков желдороги, восстановление железнодорожного полотна, обновление систем связи и управления движением, реконструкцию контактной сети.
По словам министра экономики Кадри Симсон, программа финансирования гарантирует стабильность развития. «Наша цель состоит не только в поддержании качества нынешней инфраструктуры, но и в ежегодном улучшении», – отметила министр.
Несмотря на значительные инвестиции в железные дороги Эстонии, они останутся в государственной собственности – эта балтийская страна имеет негативный опыт входа на рынок железнодорожных перевозок частного инвестора, о котором написал на своей странице в «Фейсбуке» транспортный эксперт Александр Кава, который раньше был заместителем Министра инфраструктуры Украины, а сейчас работает на должности советника руководителя «Укравтодора».
«У нас очень часто приходится слышать о неэффективности государственного управления и «святую» веру в эффективность частного собственника. Именно пользуясь таким подходом, правительство Эстонии в 2001 году приватизировало 2/3 акций железных дорог страны за 58 млн. долларов США. Частный инвестор обещал «зотолые» горы по модернизации и повышению эффективности.
Но на деле получилось совсем не так. Частный инвестор решил полностью заменить парк тепловозов советского производства на б/у тепловозы, которые отработали 15-20 лет в США. Решение было принято и старые советские тепловозы были быстро проданы – покупателями оказались частные перевозчики из Польши и других стран ЕС, которые охотно приобрели б/у тепловозы советского производства.
При этом в Эстонию прибыли б/у тепловозы из США. Все было бы хорошо, но инвестор проигнорировал простой факт, что стандарт весовой нагрузки на ось в Эстонии был 23,5 тонн на ось, а американские тепловозы имели нагрузку 30 тонн на ось. То есть на 30% больше, чем разрешённая максимальная нагрузка на железнодорожную инфраструктуру.
Через шесть лет правительство Эстонии, чтобы не допустить уничтожения железнодорожной инфраструктуры страны было вынуждено национализировать ранее приватизированный пакет акций железных дорог страны, заплатив за него сумму из государственного бюджета почти в 4 раза больше, чем получило при приватизации.
Более того, правительство получило железнодорожную инфраструктуру в гораздо худшем состоянии, чем было перед приватизацией», – написал Александр Кава на своей странице в «Фейсбуке».