Трассу Одесса - Рени ждет капитальный ремонт, который невозможно провести по документам
Первым объектом исследования "Укравтодора" с целью понимания объемов и сроков ремонта, а также поисков финансирования, стала трасса М15 Одесса-Рени.
По официальным данным, трасса М15 Одесса-Рени была построена в 1940-1950-х годах. За 70 лет эксплуатации она давно исчерпала свой ресурс и остро нуждается в ремонте. По оценкам экспертов, дорожное полотно находится в неудовлетворительном состоянии. В частности, только 6 километров из почти 300-километровой протяженности трассы не требует ремонта, а в крайне аварийном состоянии - еще 60 километров.
Трасса М-15 "Одесса-Рени" является частью международного пути Е-87. Соответственно, помимо общенационального статуса, она имеет еще и стратегическое международное значение. Длина отрезка Одесса-Рени - 295 км. Дорога включает в себя 49 мостов и соединяет пять портов - Одесский, Ильичевский, Белгород-Днестровский, Измаильский и порт Рени. Государственная значимость не обеспечила дорогу требуемым обслуживанием. В 2012 году Кабмин после обращений местных властей выделил на ремонт 81 млн грн, но деньги дошли не все. За три года ограничивались мелкими ремонтами, качество которых никогда и небыло.
Глава Одесской ОГА Михаил Саакашвили неоднократно обращал внимание на необходимость полной реконструкции этой дороги, и спустя некоторое время даже появилось два проекта. Один из них рассчитан на длительную перспективу, второй начали воплощать в жизнь уже сегодня.
Первый долговременный проект - строительство совершенно нового автобана от начала и до конца. На его разработку планируется потратить около трех лет и несколько миллиардов долларов. Проект предусматривает большой комплекс работ. Помимо дороги, планируется строительство железнодорожного пути и паромной переправы, что должно обеспечить Одессу пунктом пропуска с ЕС - как части торгового путь из Китая в Европу - через Азербайджан, Грузию, Украину и Румынию, минуя Россию. Одесса сможет играть международную экономическую роль - быть мостом между Востоком и Западом. Однако разработчики говорят о проблемности этого проекта, так как украинское законодательство не устраивает членов Ассоциации концессионных строителей мира, которые заинтересованы в его реализации.
Второй вариант уже более реален, разговор идет о масштабной реконструкции существующей дороги М-15 "Одесса-Рени". Хотя и в этом проекте не все так просто. Есть существенные различия между тем, как происходит реконструкция де-юре и де-факто. Официально этот ремонт указан как "текущий", а фактически, по словам представителей Одесской ОГА, является капитальным, поскольку планируется полная замена верхнего и нижнего слоев асфальтового покрытия.
С юридической точки зрения это маловероятно. Первое предусматривает комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные характеристики дорожного полотна. Во втором случае восстанавливаются транспортно-эксплуатационные качества дороги и ее сооружений, их параметры приводятся с требованиями действующих правил, норм и стандартов.
Это означает, что юридические ограничения текущего ремонта не позволяют осуществлять большинство работ, предусмотренных капитальным ремонтом, и как это будет решать областная администрация - непонятно. Кроме того, ответственным за комплекс работ является Служба автомобильных дорог - САД, а по факту ее будет нести председатель Одесской ОГА под кураторством самой ОГА. В этом случае не сложно понять, кто будет отвечать в случае возникновения трудностей и неудач при реализации проекта.
При планировании весь участок проекта разделили на 50 отрезков по пять-семь километров, и на ремонт каждого будет проведен отдельный конкурс. Каждая строительная компания может претендовать на один такой участок. На конкурс привлекаются государственные и частные компании, причем иностранные - турецкие, азербайджанские, итальянские – у которых есть большой опыт работы. В этом случае становится невозможным получить один проект на всю трассу и воровать государственные деньги. Наоборот - качество и подход компаний можно будет тщательно проконтролировать и сделать свои оценки на следующем конкурсе. Кроме того как уточнил начальник отдела морехозяйственного комплекса и транспорта Одесской ОГА Георгий Зубко, в условиях конкурса будет прописано такое требование к победителям тендеров - за свой счет провести международный аудит качества собственной работы. По словам чиновника, САД как контролер не вызывает доверия.
По оценке "Укравтодора", ремонт трассы обойдется в 3,9 миллиарда гривен, по предварительной смете проектировщиков - 3 миллиарда. Сейчас предлагаются три источника финансирования.
Первый, традиционный, источник - госбюджет. ОГА планирует получить из госбюджета 500 миллионов гривен, что составляет около 15% от общей суммы. Второй источник тоже не новый - частный международный инвестиционный фонд. Он готов финансировать проект уже сейчас, выделив около 100 миллионов долларов, однако пока не доволен условиями, которые предусматривает украинское законодательство. Третий источник финансирования - экспериментальный проект финансирования за счет таможни. В случае, если таможня перевыполняет план государственной фискальной службы, то 50% суммы перевыполнения поступлений таможенных платежей пойдут на реконструкцию дороги.
Соответствующий законопроект, предложенный Михаилом Саакашвили, Верховная Рада приняла 3 сентября 2015. Как свидетельствуют цифры за 2014 год, этих денег должно хватить. За прошлый году, одесская таможня перевыполнила план на 700 млн. грн. В 2015 году в течение трех месяцев эти показатели выросли на 8%. При сохранении аналогичных тенденций проект из этого источника получит не менее 460 млн грн. Это около 15% от общей стоимости реконструкции.