Киевский трамвай снова соединят в одну сеть - по железной дороге
До конца мая этого года Киев планирует получить технико-экономическое обоснование проекта проект по запуску трамвая-электрички (Тгаm-Train, трамвай-поезд), который соединит правый и левый берега Днепра. Об этом заявил заместитель председателя Киевской городской государственной администрации Илья Сагайдак.
Проект будет включать два маршрута: "Милославская" - "Северная" и "Дарница" - "Кольцевая дорога". Оба маршрута будут проложены через Дарницкий железнодорожный мост.
Это предполагает объединение в одно целое существующих линий киевского скоростного трамвая на Борщаговку (правый берег) и на Троещине (левый берег) с использованием существующей железной дороги.
"Этот проект позволит соединить скоростным сообщением левобережные жилые массивы и административно-деловое ядро города, что позволит существенно сократить время транспортных поездок. По расчетам на транспортной модели, спрос на "Tram-Train" составляет около 240 тыс. пассажиров в сутки . Общая протяженность линии - 37,2 км, из которых 14,7 км - инфраструктура скоростного трамвая. Остальные - инфраструктура железной дороги ", - рассказал Сагайдак.
В рамках проекта планируют построить: примыкание, которое соединит троещинскую линию скоростного трамвая с железной дорогой в районе станции Троещина-2; примыкание, которое соединяет Борщаговскую линию скоростного трамвая с железной в районе Воздухофлотского путепровода; разветвление на Березняках, которое позволит поездам, которые шли с Троещины и на Троещину, обходить станцию Дарница. Кроме того, будут построены пересадочные платформы "Лыбидская".
Карлсруэ: трамвай на трамвайно-пешеходной улице в центре города, фото Виктор Бергман
Подобная схема одновременного использования трамваем как собственных путей в центре города, так и железной дороги для пригородных и междугородних маршрутов используется в Германии - в Карлсруэ и его окрестностях, а также в регионе Рейн - Неккар. Для этого используются трамвайные вагоны, способные работать от трамвайной контактной сети с напряжением постоянного тока 600-750 вольт, так и от железнодорожной - с переменнным током до 15 тысяч вольт.
Карлсруэ: тот же трамвай на междугороднем маршруте по железной дороге, фото Jos Straathof
Одновременно киевские власти готовятся восстанавливать уничтоженные более 10 лет назад пути в центре города, чтобы продлить борщаговский скоростной трамвай к Дворцу спорта.
Сейчас трамвайная система Киева физически разделена на две независимые друг от друга сети на левом и правом берегах Днепра. Ранее они соединялись по мосту Патона, по которому проходило несколько маршрутов с левобережной части Киева на Контрактовую площадь, а до середины 1990-х - и в центр города через Печерск.
Все линии киевского трамвая в центре города, у Дворца Спорта, на Печерске и в районе Лыбидской были ликвидированы по инициативе тогдашнего мэра Киева Александра Омельченко в период 1997-2005 гг. Своеобразным "апофеозом" его деятельности стало физическое разделение трамвайной системы Киева на две изолированные друг от друга сети на Левом и Правом берегах Днепра при демонтаже рельсов на мосту Патона в 2004 году. Это также резко увеличило нагрузку на Святошинско-Броварскую линию метро - так как регулярно ходившие с левобережья на Контрактовую площадь маршруты трамвая с двух и даже трехвагонными составами были заменены на редкоходящие автобусы и маршрутки гораздо меньшей вместимости.