Фото дня: трамвайный мост в одесском Люстдорфе

Александр Вельможко  |  Четверг , 17 августа 2017, 09:02
В рубрике "Фото дня" показываем одну утраченную страницу истории Одессы - мостик, по которому в Люстдорфе у самого моря проходила линия трамвая.
Фото дня: трамвайный мост в одесском Люстдорфе

Трамвайная система на окраине Одессы - в Люстдорфе, на целых три года старше основной трамвайной сети в Одессе, которую запустили в 1910 году. Люстдорф - бывшая немецкая колония на окраине Одессы, весьма процветающая, кстати, испытывала необходимость в обеспечении надежной связи с городом.

Предприимчивые и технически подкованные немцы решили проблему достаточно просто. К 1907 году за собственный счет они соорудили короткую линию электрического трамвая - однопутную, с двумя разъездами, от пляжа со спасательной станцией через весь поселок, до Дачи Ковалевского, где она "стыковалась" с линией конки. В итоге, пассажирам надо было сделать две пересадки, сначала на конку, затем на паровик.

Одно из самых интересных мест трамвайной линии в Люстдорфе - старинный мостик на самом берегу моря. Он располагался на дороге, которая шла вдоль самого берега моря как продолжение главной улицы колонии, в качестве своего рода набережной. Сейчас - это продолжение проспекта Свободы, идущего плавным спуском к морю и упирающегося в руины разрушенного пляжа и бетонные конструкции яхт-клуба в Совиньоне.


1959 год, фото www.odessastory.info

Мост построен в одно и то же время, когда строились в промежуток 1910-1914 гг. другие каменные мосты для одесского трамвая - на Даче Ковалевского и в Аркадии, которые сохранились до сих пор. Об этом говорит совершенно идентичная их конструкция.


Мост на Даче Ковалевского, фото Александр Вельможко

Мало кто знает, но линия Люстдорфского трамвая продолжалась до самого пляжа, а он до недавнего времени был весьма и весьма обширным. В "основании" пляжа располагалось самое первое в Одессе трамвайное депо (оно сохранилось до сих пор, между прочим, но о нем мы поговорим в следующем выпуске), а линия трамвая продолжалась вдоль пляжа еще более чем на 100 метров, проходя по мостику над впадавшей здесь в море речушкой. 

Так продолжалось достаточно долгое время - пока доходивший до Люстдорфа трамвай был узкоколейным. По словам старожилов, с которыми автор этих строк общался 10 лет назад, после событий революции и гражданской войны трамваи до Люстдорфа до 1924 года вообще не ходили. Вновь они пошли в 1924 году, затем в 1928-м - линию восстановили до самого пляжа с конечной остановкой в тупике за мостом - там, где сейчас стоят виллы Совиньона.

В 1934 году, когда линию трамвая перестроили с узкой колеи на широкую, ее укоротили - маршрут завершался так же, как и сейчас, кольцом по нескольким улицам. Но в сторону моря сохранялся тупик длиной около 100 метров. Затем его постепенно укорачивали - до примерно 30 метров, с расчетом, чтобы туда поместились два трамвайных вагона. В начале 1990-х ведущие к тупику стрелки разобрали, а сам тупик закатали в асфальт. Но и сейчас сквозь асфальт проглядывают остатки рельсов - как напоминание о том, что когда-то трамвай в Люстдорфе шел до самого моря.

Но история трамвайного мостика тогда не завершилась. Его облагородили, украсив "сталинскими" гипсовыми парковыми скульптурами, которые видно на самых ранних известных нам фотографиях моста за 1959 год. 

Когда пляж в Черноморке (Люстдорф) начал стремительно разрушаться, морские волны добрались и до мостика. В 2007 году, ровно 10 лет назад, волны уже плескались под мостом.


2007 год, фото Александр Вельможко

Чуть позже, к 2009 году, мост полностью заложили огромными бетонными глыбами, скрепленными бетоном.


2009 год, фото Александр Вельможко

А еще позже он стал основанием для фундамента волноломов яхт-клуба в Совиньоне - на чем история моста в 2012-2013 гг. и завершается. 

Фото: старые кадры - www.odessastory.info, www.old.odessa.ua, современные, 2007-2009 гг. - Александр Вельможко

comments powered by HyperComments