Два года назад во Львове трамваи с пассажирами поехали на Сихов

Антон Лягушкин  |  Воскресенье , 18 ноября 2018, 15:06
17 ноября 2016 года в полдень первый трамвай с пассажирами отправился по новой трамвайной линии в жилой массив Сихов во Львове.
Два года назад во Львове трамваи с пассажирами поехали на Сихов

Планы построить трамвайную линию в густонаселенный жилой массив Сихов возникли давно – фактически параллельно с началом его застройки многоэтажками. Однако строительству трамвая мешало то, что его трасса должна была пересечь железнодорожные пути станции Персенковка. Пересечение трамвайных линий с железнодорожными, а тем более – электрифицированными, запрещено действующими стандартами, поэтому еще в конце 1980-х годов над железнодорожными путями начали строить путепровод. Правда, в начале 1990-х, в связи с экономическим кризисом, строительство трамвайного путепровода прекратилось.

Трамвай "Tatra KT4SU" № 1053  - первый пассажирский трамвай, который побывал на львовском Сихове. 10 ноября 2016 года.

В средине 1990-х годов городской голова Львова Василий Куйбида задумался над реанимацией проекта достройки путепровода и прокладки на Сихов трамвайной линии. Были планы реализации проекта на основе договора концессии, однако они так и остались планами.

В начале 2000-х годов завершилось строительство Сиховского путепровода – на помощь городу пришли строители Львовской железной дороги. Открывали движение по Сиховскому путепроводу во Львове Президент Украины Леонид Кучма, Министр транспорта и связи Украины Георгий Кирпа и городской голова Львова Любомир Буняк. Основная преграда на пути трамвая на Сихов была преодолена.

Вид на Сиховский путепровод, строительство которого началось в конце 1980-х годов, а завершилось в 2003 году. На фото - укладка плит основы трамвайного пути на Сихов в 2015 году. Фото Андрея Василюка.

Новый мэр города, который пришел к власти во Львове в 2006 году – Андрей Садовый, сразу пообещал жителям Сихова постройку трамвайной линии. В конце 2000-х годов ее попытались строить исключительно за средства города, однако проложив меньше 200 метров трамвайных путей на улицы Стуса, проект «затормозил» – городу банально не хватило своих средств.

160 метров трамвайного пути, которые уложили в 2008 году - вот и все, что власти Львова смогли построить за бюджетные деньги в рамках реализации проекта "Трамвай на Сихов". Даже здесь виден явный "провтык" - на широченной улицы пути сделали совмещенными, а не выделеными. 2011 г. Автор фото - Андрей Василюк.

Средства на строительство трамвайной линии на Сихов решили выпросить у правительства Германии, а также у международных финансово-кредитных организаций. В результате удалось получить грант от правительства Германии, а также кредит от Европейского банка реконструкции и развития. Все формальности по поводу получения финансов от международных доноров удалось уладить в начале 2010-х годов.

Строительство нового канализационного коллектора по улице Стуса. Дальше видны трамвайные пути на плитах BKV. 2015 г. Автор фото - Андрей Василюк.

К строительству самой трамвайной линии приступили в 2014 году. Заказчиком строительства выступило Львовское коммунальное предприятие «Львовавтодор», которое до этого выступило заказчиком масштабной реконструкции улицы по трамвайным маршрутам № 2 и 6, а победителем тендера на строительство трамвайной линии и связанные с ним работы по реконструкциям улицы В. Стуса и проспекта Червоной Калыны стала турецкая компания «Онур».

Во время строительства трамвайной линии, как это у нас часто бывает, обнаружилось, что проектант не учел наличия на улице Стуса аварийного канализационного коллектора. Пришлось спешно вносить корректировки в проект, а также просить у международных «доноров» еще средства. Строительство трамвайной линии затянулось. Замена канализационного коллектора обошлась городу в 5,273 млн. евро, и это без НДС. Общая стоимость реализации проекта «Трамвай на Сихов», согласно официальному письму ЛКП «Львовавтодор» составляет 26 млн. евро без НДС. Это в основном средства международных «доноров», Львовский горсовет из бюджета финансировал оплату налога на добавленную стоимость. Если учесть и его, то общая стоимость «Трамвая на Сихов» составила 31,2 млн. евро. Общая протяженность новой двупутной линии – около 5,5 километров.

Монтаж модульной тяговой подстанции № 17 на улице Бережанской. Это подстанция питает трамвайную линию маршрута № 8 на Сихов, а также будет питать новую троллейбусную линию на улице Хуторивка. 2016 г. Фото - Дмитрий Янкивский.

Еще одним «провтыком» оказалось то, что при проектировке линии и формировании бюджета работ не учли необходимость строительства новой тяговой подстанции для электроснабжения трамвайной линии. Новую тяговую подстанцию № 17 построили за средства ЛКП «Львовэлектротранс». Это тяговая модульная трехагрегатная подстанция, которая произведена запорожским предприятием «Плутон», которое специализируется на производстве оборудования для электроснабжения городского и железнодорожного электротранспорта.


Трамвайный вагон № 1053 первым движется по трамвайной линии на Сихов. Ведет вагон водитель І класса Светлана Первак.

Первый рейс с пассажирами-журналистами на Сихов трамвай совершил 10 ноября 2016 года. Первым пассажирским вагоном, который отправился на Сихов стал первенец программы капитально-восстановительного ремонта трамваев – вагон с инвентарным номером № 1053. Водителем первого трамвайного вагона, который проехал по всей первой очереди «Трамвая на Сихов» до кинотеатра имени А. Довженка стала Светлана Первак – водитель первого класса с более чем четвертьвековым водительским стажем.


В салоне трамвая № 1053, который откроет движение на трамвайной линии на Сихов - журналисты львовских СМИ. 10 ноября 2016 года. День первой поездки трамвая на Сихов.

Через неделю на трамвайной линии на Сихов началось пассажирское трамвайное движение. Его открывали новые трехсекционные трамвайные вагоны «Электрон», которые также приобрели за кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития. Изначально было запланировано, что на первой очереди трамвая на Сихов – от площади Соборной до кинотеатра имени А. Довженка будет работать 10 трамвайных вагонов: 6 новых «Электронов» и 4 вагона «Tatra» после капитального ремонта, после завершения работ по строительству второй очереди – до улицы Вернадского, выпуск вагонов должен был бать увеличен до 13 вагонов.


Первый трамвай на разворотном кольце "Кинотеатр имени Довженка" на Сихове. 10 ноября 2016 года.

Однако, в первые же дни после запуска трамвая на Сихов оказалось, что выпуска в 10 трамвайных вагонов слишком мало для пассажиропотока с более чем 100-тысячного Сихова в центр города. Пришлось в авральном порядке увеличивать выпуск вагонов на 8-й сиховский маршрут, причем за счет других маршрутов.


Вагон № 1053, который открыл трамвайное движение на Сихов, возвращается в депо. 10 ноября 2016 г. Фото Антона Брыных.

Значительный пассажиропоток как бы намекал на необходимость запуска на маршрут систем из двух вагонов «Tatra KT4SU», которые до начала 2000-х годов курсировали по Львову, однако платформы на трамвайных остановках оказались слишком короткими для систем.


Первый пассажирский трамвай прибывает на Сихов. 17 ноября 2017 года. Автор фото - Ирина Ревунова.

Очень быстро проявились и другие просчеты, допущенные при проектировании трамвайной линии на Сихов – на трамвайных путях, особенно на улице Стуса, часто возникали дорожно-транспортные происшествия. Кроме того, из-за устаревшего типа подвески контактного провода часто возникали поломки пантографов – как у проверенных временем «Tatra KT4», так и у нових трамваев «Электрон». Вдобавок к этому, на тяговой подстанции № 13, которая питает часть трамвайной линии на Сихов по улице Стуса дважды произошли аварии – эта тяговая подстанция ранее питала троллейбусную линию маршрута № 1, который проходил по улице Стуса. Ее использовали для питания трамвайной линии, однако входные высоковольтные кабели, проложенные еще в 1984 году, не заменили. И теперь они довольно часто выходят из строя.


Трамваи "Электрон" на конечной первой очереди трамвая на Сихов - кинотеатр им. А. Довженко. 17 ноября 2016 г. Фото Ирины Ревуновой.

Если оценивать проект «Трамвай на Сихов» в целом, то, к сожалению, по своему техническому уровню он уступает не только европейским трамвайным линиям, но и тем трамвайным линиям, которые недавно прошли реконструкцию в Одессе и Виннице. К примеру, в Одессе и Виннице активно используется современная продольно-тросовая (цепная) подвеска контактного провода, которая обеспечивает надежный токосьем на большой скорости, а во Львове – простая полужесткая, при которой при провисании контактного провода происходят удары головки пантографа об поперечные растяжки. Есть и много других деталей, которые повысили стоимость проекта, однако технический уровень не повысили – даже на прямых участках путей использовали трамвайные рельсы, хотя опыт показывает, что с успехом можно использовать более дешевые и износоустойчивые железнодорожные, кроме того пути замостили тротуарной плиткой, хотя нигде в Европе такого не делают.


Жители Сихова встречают первый пассажирский трамвай. 17 ноября 2016 г. Фото Ирыны Ревуновой.

Допущенные просчеты вызваны, по всей видимости, отсутствием опыта проектирования и строительства трамвайных линий как у проектанта, так и у заказчика, ведь во Львове более 30 лет не проектировали и не строили новых трамвайных линий.

Будем надеяться, что допущенные при строительстве трамвайной линии на Сихов ошибки будут учтены и по возможности исправлены.

Использованы материалы автора, Антона Брыных, Дмитрия Янкивского и Андрея Василюка и Ирины Ревуновой.

comments powered by HyperComments