В каком городе Украины электротранспорт работает наиболее эффективно (ИНФОГРАФИКА)

Антон Лягушкин, Дмитрий Янкивский, Александр Вельможко (фото)  |  Понедельник , 28 октября 2019, 09:09
«Пассажирский транспорт» анализирует работу электротранспорта в городах Украины: разбираемся, в каком городе самая низкая стоимость проезда и в каком – самая низкая себестоимость единицы транспортной работы электротранспорта, то есть километра пробега. И на каком месте находится электротранспорт Одессы.
В каком городе Украины электротранспорт работает наиболее эффективно (ИНФОГРАФИКА)

Около года назад «Пассажирский транспорт» анализировал стоимость проезда в электротранспорте в различных городах Украины. Сейчас мы снова проводим анализ работы электротранспорта, однако «копаем» глубже – сравниваем не только цены на проезд, но и другие показатели работы городского электротранспорта. Таким образом, мы хотим определить, в каком городе Украины электротранспорт работает наиболее эффективно. Для этого воспользуемся данными, которые каждые полгода на своем официальном сайте размещает корпорация «Укрелектротранс» (в отчете есть данные о работе 32 предприятий городского электротранспорта). Кроме этого мы также используем некоторые данные Государственной службы статистики. Основные показатели работы электротранспорта для всех городов Украины можно посмотреть в таблице.


 

Стоимость проезда

Стоимость проезда – главный показатель, который характеризует доступность электротранспорта для пассажиров. По состоянию на конец октября 2019 года самая высокая стоимость проезда в городском электротранспорте установлена в Киеве – за одну поездку необходимо заплатить 8 гривен. Заметим, что в столице в тестовом режиме уже работает «электронный билет», поэтому при оптовой покупке поездок их можно купить и дешевле. На втором месте после столицы – Мариуполь. Здесь стоимость разовой поездки в электротранспорте составляет 7 гривен. На третьем месте – Тернополь – тут стоимость разовой поездки в троллейбусах составляет 6 гривен. Однако, как и в столице тут работает «электронный билет», который позволяет постоянным клиентам электротранспорта экономить. Такая же стоимость проезда в электротранспорте Харькова, однако этот город не публикует статистические сведения. До 6 гривен также хотят поднять стоимость проезда в Днепре.

Пять гривен разовая поездка в городском электротранспорте стоит сразу в пяти городах Украины – в Краматорске, Львове, Одессе, Николаеве и Чернигове. В областном центре Галиции, как и в Одессе, пассажиры могут экономить за счет покупки проездных на электротранспорт. Во Львове, правда, один из чиновников Львовского горсовета – заместитель директора департамента жилищного хозяйства и инфраструктуры Андрей Белый анонсировал повышение стоимости проезда до 6 – 7 гривен, однако после этого мэр города Андрей Садовый сказал, что речь о повышении тарифов на проезд в электротранспорте пока не идет.

Поездка в электротранспорте Бахмута, Белой Церкви, Винницы, Днепра, Запорожья, Ивано-Франковска, Луцка, Ровно, Славянска, Северодонецка и Сум обойдется в 4 гривны. Три гривны 50 копеек стоит проезд в трамваях Каменского и троллейбусах Хмельницкого. За три гривны можно прокатиться в электротранспорте Дружковки, Житомира, Конотопа, Полтавы, Черкасс и Черновцов. Две с половиной гривны стоит проезд в электротранспорте Кривого Рога и Кропивницкого. Самая низкая стоимость проезда в электротранспорте – в троллейбусах Кременчуга – тут проезд стоит всего 2 гривны, хотя троллейбусный парк практически на 100% состоит из новых низкопольных машин. Таким образом, разница между самым высоким и самым низким тарифом на проезд в электротранспорте в городах Украины составляет 6 гривен – стоимость проезда в электротранспорте Киева в 4 раза превышает стоимость проезда в троллейбусах Кременчуга.


 

Себестоимость одного километра транспортной работы

Тот, кто более-менее разбирается в экономике транспорта, в том – числе городского, знает, что доходы предприятия в основном определяются пассажиропотоком, а вот расходы – себестоимостью одного километра транспортной работы. Этот показатель мы определяем разделив расходы предприятий ГЭТ за первое полугодие 2019 года на суммарный пробег электротранспорта. К сожалению, для корпорация «Укрэлектротранс» не дает разбивки по расходам отдельно на трамвайное хозяйство и отдельно на троллейбусное для тех городов, где одновременно работают оба вида транспорта (Кривой Рог – исключение). Поэтому мы поделим хозяйства на три группы – исключительно трамвайные (Дружковка, Конотоп, Каменское), трамвайно-троллейбусные и исключительно троллейбусные.

В группе исключительно трамвайных хозяйств самую высокую себестоимость километра транспортной работы показывает Конотоп – тут километр пробега трамваев обходится в 59,04 грн. Себестоимость одного километра пробега трамваев Каменского – 56,02 грн., Кривого Рога – 50,7 грн. Самые низкие расходы на 1 километр пробега трамваев – в Дружковке – 33,08 грн.

В группе трамвайно-троллейбусных хозяйств самая высокая себестоимость 1 километра пробега электротранспорта во Львове – она составляет 69,58 гривен. Кроме Львова еще один город перешагнул рубеж выше 60 гривен за один километр пробега электротранспорта – это Запорожье с показателем в 62,33 грн. за 1 километр пробега.

 Больше 50 гривен километр пробега электротранспорта обходиться также в Днепре – 53,06 грн. и в Киеве – 52,37 грн. Себестоимость одного километра пробега электротранспорта Мариуполя составляет 47,4 гривны. У лидеров отрасли – КП «Одесгорэлектротранс» и КП «Винницкая транспортная компания» себестоимость километра пробега составляет соответственно 38,28 грн. и 43,71 грн. Практически на уровне Одессы находится средняя себестоимость 1 километра пробега электротранспорта Житомира – 38,25 грн., однако нужно учесть – в Житомире всего один маршрут трамвая, поэтому в себестоимости превалируют троллейбусы.

Самую низкую себестоимость одного километра пробега электротранспорта, как ни странно, показал Николаев – 34,87 гривны.

Что касается исключительно троллейбусных систем, то самый низкую себестоимость километра пробега показало КП «Троллейбусное управление» из Белой Церкви. Тут  километр пробега троллейбуса обходится в 26,08 гривен. Самая высокая себестоимость километра пробега троллейбусного транспорта – у КП «Городской троллейбус» в Кривом Роге – она составляет 54,09 грн. В 50 гривен и 1 копейку обходится километр пробега троллейбусов Кропивницкого. В Черновцах 1 километр пробега троллейбусов имеет себестоимость в 46,77 грн. (тут накладывается самый сложный из украинских городов рельеф и, следовательно. высокий расход электроэнергии). Весьма высокой является себестоимость проезда троллейбусов Тернополя – 43,33 грн., однако тут нужно учитывать тот фактор, что больше половины выпуска «рогатых» в этом городе – сочлененные троллейбусы «Skoda 15Tr» с двумя тяговыми электродвигателями. В Ивано-Франковске, где также значительная часть троллейбусов – сочлененные машины, себестоимость километра транспортной работы составила 41,38 грн. У большинства троллейбусных хозяйств себестоимость 1 километра транспортной работы колеблется от 30 до 40 гривен.

Если учитывать не только показатели себестоимости километра пробега, но и качество транспортного обслуживания, то получается, что несомненным лидером в группе трамвайно-троллейбусных хозяйств является КП «Одесгорэлектротранс». Наименее эффективными являются трамвайно-троллейбусные хозяйства Запорожья и Львова. Что касается последнего, то такая высокая себестоимость километра удивительна еще и потому, что во львовском электротранспорте нет кондукторов.


 

Себестоимость проезда и тарифы

Согласно с данными о результатах работы электротранспорта в городах Украины за первое полугодие 2019 года, из 32 электротранспортных хозяйств, которые подали данные о своей работе в «Укрелектротранс», только у 12 предприятий расчетная себестоимость перевозки пассажира была ниже, чем установленная стоимость проезда. В остальных 18 хозяйствах стоимость проезда была ниже себестоимости.

Самая значительная разница между себестоимостью и ценой поездки была в КП «Городской троллейбус» Кривого Рога – себестоимость здесь составляла 10,14 грн. при тарифе в 2,5 грн. Не лучше ситуация и скоростными и обычным трамваем Кривого Рога – при тарифе 2,5 грн. себестоимость поездки составляла 8,25 грн. Более чем в два раза расчетная себестоимость проезда превышала тариф в Днепре – 8,74 грн. и 4 гривны.

Если взять средние данные по Украине, то средняя себестоимость проезда в городском электротранспорте составляет около 5 гривен и 8 копеек.

Нужно отметить, что в отличии от себестоимости одного километра транспортной работы, показатель себестоимости одной поездки – величина довольно-таки условная. Дело в том, что большинство хозяйств (за исключением тех, где уже внедрена система «электронный билет») учитывает только пассажиров, которые оплачивают проезд. Количество пассажиров-льготников, расходы на перевозку которых оплачивает городской бюджет, рассчитывают, умножая количество «платных» пассажиров на расчетный коэффициент. К примеру, согласно с расчетами, почти три четверти пассажиров КП «Одесгорэлектротранс» – это льготники. Кроме того, многие города обеспечивают значительные скидки для тех пассажиров, которые пользуются абонементными картами, а в тех городах, где работает система «электронный билет», – для тех, кто им обзавелся.


 

Популярность электротранспорта среди пассажиров

Популярность электротранспорта будем оценивать по количеству перевезенных пассажиров на 1 километр пробега электротранспорта. Самый высокий показатель среди предприятий городского электротранспорта Украины – у КП «Херсонэлектротранс»: троллейбусы этого города собирают 17,29 пассажиров на один километр транспортной работы. На втором месте по популярности – троллейбусы Славянска – тут на 1 километр транспортной работы приходится 16,73 пассажира. На третьем месте по этом показателю – троллейбусы Кропивницкого – на 1 километр пробега приходится 16,34 пассажиров. Четвертое место занимает электротранспорт Львова – тут на 1 километр пробега трамваев и троллейбусов приходиться 15,67 пассажиров – отметим Львов является лидером среди больших электротранспортных хозяйств по этому показателю – это связано, в первую очередь, с относительной компактностью города и с тем, что электротранспорт охватывает в основном густонаселенные районы города.

У двух лучших электротранспортных хозяйств Украины – КП «Одесгорэлектротранс» и КП «Винницкая транспортная компания» показатели количества пассажиров на 1 километр транспортной работы составляют 13,24 и 13,03 пассажиров соответственно – это связано в первую очередь с тем, что электротранспорт в Одессе и Виннице перевозит львиную долю всех пассажиров. Однако, в Одессе часть крупных спальных жилмассивов и некоторые другие районы вообще не охвачены электротранспортом.

Самый низкий показатель пассажиропотока в расчете на 1 километр транспортной работы – всего 5,34 пассажира у КП «Городской троллейбус» в Кривом Роге. Это тоже имеет свое объяснение – троллейбусные маршруты города очень длинные и часто проходят через малозаселенные промзоны города. Удивительно, что при наличии линий скоростного трамвая КП «Киевпастранс» перевозит всего 6,44 пассажиров в расчете на один километр транспортной работы.


 

Покрытие расходов доходами от реализации билетов

Последний показатель, по которому мы будем анализировать роботу предприятий городского электротранспорта – это процент покрытия расходов выручкой от продажи проездных документов.

Самыми успешными предприятиями горэлектротранса в Украине в этом плане являются КП «Тернопольэлектротранс», которое доходами от реализации билетов покрывает 46,89% от всех своих расходов, а также КП «Славянское троллейбусное управление» – тут этот показатель составляет 46,66%.

Более 40% своих расходов за счет реализации проездных документов покрывают также КП «Винницкая транспортная компания» – 43,21%, а также КП «Ровноэлектроавтотранс» – 40,11%. Более 30 % своих расходов за счет реализации проездных документов удается покрывать Бахмуту (38,68%), Одессе (34,25%) и Чернигову (38,45%). Остальные предприятия городского электротранспорта не могут покрыть за счет реализации билетов даже трети расходов. Самая тяжелая ситуация – у КП «Городской троллейбус» из Кривого Рога. Тут за счет реализации проездных документов покрывается лишь 6,28% расходов.


 

На основе анализа можем сказать - лидеры рейтинга систем городского электротранспорта Украины - КП "Одесгорэлектротранс" и КП "Винницкая транспортная компания" являются одновременно фактически самыми эффективными предприятиями городского электротранспорта в Украине по большинству показателей. Именно благодаря высокой эффективности работы этих предприятий удается не только сохранять высокий потенциал, а и собственными силами транспортных компаний проводить модернизацию, а фактически - сборку новых трамваев и троллейбусов.

comments powered by HyperComments