Пассажирские электросамолеты могут стать реальностью через 20 лет
Эксперты считают, что планы властей Норвегии осуществятся около 2040 года. Это связанно в первую очередь с тем, что в скандинавской стране большая часть перелетов совершается на короткое расстояние, поэтому самолетам будет достаточно заряда аккумуляторов. Короткие рейсы в Норвегии потому, что рельеф страны гористый, кроме того много озер.
«У нас продолжительность полетов составляет от 15 до 30 минут. Поэтому мы приняли решение разработать программу, которая будет стимулировать производителей электросамолетов через пару лет начать соревноваться за право участвовать в ней»,а – сказал директор компании по обслуживанию норвежских аэропортов «Avinor» Даг Фальк-Петерсен.
При этом он признал проблему малой вместимости электрических аккумуляторных самолетов: «Сегодня в небо поднимаются преимущественно электросамолеты которые вмещают одного – двух человек. Но мы считаем что уже скоро появятся лайнеры на 25 – 30 мест».
Напомним, что еще год назад «Airbus», «Rolls-Royce» и «Siemens» сообщили о том, что работают над разработкой электрического самолета, который будет вмещать около сотни пассажиров. Концепт такого самолета компании представили еще в 2014 году.
В качестве опытного образца будет взят региональный самолет BAe146, одну из четырех турбин которого заменят электродвигателем. Это позволит протестировать гибридную систему в условиях полета. Первый полет должен состояться уже в 2020 году.
«Это первый твердый шаг к тому, чтобы проверить, что возможно" сделать в этой области», – заявил Марк Казен, руководитель группы прототипов «Airbus». Он отмечает, что автомобили с гибридными двигателями получают все большее распространение. Однако в авиации распространению такой технологии мешает излишний вес и недостаточная мощность аккумуляторных батарей. Вице-президент Siemens Фрэнк Энтон считает, что это препятствие можно будет преодолеть уже в скором будущем, так как технологии производства аккумуляторов быстро развиваются. В интервью «Financial Times» он сказал: «Мы должны получить в 10 раз больше мощности от батареи той же массы. Это наше домашнее задание. И мы думаем, что справимся с этим».
Переход авиации на электродвигатели позволит сократить размер выбросов углекислого газа в атмосферу, который сейчас составляет около 2% всех антропогенных выбросов. Ожидается, что до 2050 года эта цифра может возрасти втрое до 2050 года, причина тому – все возрастающая популярность авиасообщения.
Кроме уменьшения выбросов углекислого газа и других продуктов сгорания, переход авиации на электрическую тягу позволит уменьшить еще и шумность авиации. По словам директора по технологиям «Rolls-Royce» Пола Штейна, благодаря использованию более чистых и тихих гибридных лайнеров аэропорты можно будет размещать ближе к городам: «В этом есть потенциал для замены железнодорожного транспорта воздушным и появления авиасообщения между любыми двумя городами».
Чтоб уменьшить вес самолета и потери энергии, обычные кабели планируют заменить на полупроводниковые. Потенциал для экономии тут просто огромен – 30-сантиметровый медный кабель на ток 4500А весит 12 кг. Сверхпроводниковый кабель, изготовленный из магниево-бористого материала, будет весить всего 16 граммов. Однако для использования эффекта сверхпроводимости нужно на борту создавать специальную криогенную установку, так как эффект проявляется лишь при температуре – 247 градусов Цельсия.
Добавим, что первый двухместный электросамолет «Airbus E-Fan» прошел летные испытания еще в мае 2014 года. В отличии от самолетов, питающихся от солнечных батарей «Solar Impulse», аккумуляторный самолетик очень похож на традиционные малые самолеты.
Вес самолета всего 500 кг, при длине около 6,7 м. и размахе крыльев 9,5 метров. Аккумуляторные батареи размещены в крыльях самолета, их заряда хватает на один час полета, который обойдется в 19 долларов. Два электродвигателя по 30 кВт разгоняют самолетик до скорости 200 км. в час. Машина отрывается от земли при скорости 100 км. в час, крейсерская скорость – 160 км. в час.
Консалтинговая компания «Roland Berger» подсчитала, что сейчас в мире реализуется около 70 программ создания самолетов с электроприводом, примерно половиной из них занимаются стартапы.