Украинские производители задерживают поставки общественного транспорта
Хотя украинские производители заявляют о своих значительных производственных мощностях и жалуются на закупки украинскими городами «бэушной» и белорусской техники, сами они не отличаются пунктуальностью в поставках.
Для примера, в этом году львовский концерн «Электрон», «дочка» которого – ООО «СП «Электронтранс» занимается производством трамваев, троллейбусов, автобусов и электробусов получило от родного города большой (по украинским меркам) заказ на поставку 50 новых автобусов большого класса «Электрон» А185. Закупка автобусов для Львовского коммунального автотранспортного предприятия № 1 осуществлялась по лизинговой схеме государственным «Укргазбанком». Согласно предварительным договоренностям, первые 5 автобусов должны были поступить в эксплуатацию ЛК АТП № 1 в сентябре 2018 года, еще три месяца ООО «СП «Электронтранс» должно было передавать коммунальному перевозчику по 15 автобусов. Однако первые автобусы прибыли в ЛК АТП № 1 только в конце ноября. Хотя руководство «Электронтранса» обещало, что до конца года коммунальный перевозчик получит все 50 автобусов, этого не произошло. По словам директора ЛК АТП № 1 Ореста Хамулы, по состоянию на конец декабря 2018 года предприятие получило 36 автобусов «Электрон» А185, а еще 10 были готовы к осмотру. В тоже время, Львов получал по лизинговому договору еще и 100 автобусов МАЗ 203.069 белорусского производства. В отличии от украинского поставщика белорусы поставляли свою технику с опережением графика. Напомним, что белорусские автобусы большого класса МАЗ 203.069 Львов приобрел по цене в 122 тыс. евро за машину, а автобусы такого же класса «Электрон» А185 – по цене 147 тыс. евро.
Почти на месяц также задержались поставки автобусов «Электон» А185 и в Ужгород. Тут, правда, задержку мотивировали тем, что ужгородское коммунальное автотранспортное предприятие пожелало, чтоб на заводе на автобусы было установлено дополнительное оборудование, что и привело к задержке поставок. Цена одного автобуса «Электрон» А185 для Ужгорода составила 5,4 млн. грн., т.е. почти 170 тыс. евро.
Другой украинский производитель общественного транспорта – Автосборочный завод № 1 АК «Богдан Моторс» в Луцке не смог вовремя поставить четыре троллейбуса для Херсона, хотя еще в сентябре 2018 года получил от КП «Херсонэлектротранс» предоплату в сумме 14 млн. 765,8 тыс. грн. Напомним, что общая стоимость контракта на поставку четырех новых троллейбусов составила 21 млн. 94 тыс. грн., т.е. цена одного троллейбуса составила 5,2735 млн. грн. 6 декабря 2018 года между КП «Херсонэлектротранс» и поставщиком троллейбусов было заключено дополнительное соглашение, согласно которого срок поставок троллейбусов был перенесен на март 2019 года.
Производитель из Луцка также с опозданием поставляет автобусы «Богдан А701.32» в Ивано-Франковск – первые машины из первой партии были прибыли в столицу Прикарпатья лишь в самом конце 2018 года. По словам руководителя КП «Электроавтотранс» Виталия Голутяка на данный момент предприятие получило уже 10 автобусов из 12. Напомним, что тендер на закупку 24 автобусов большого класса КП «Электроавтотранс» из Ивано-Франковска объявило 27 февраля 2018 года. Заявки на участие в тендере подали четыре поставщика – ДП АСЗ № 1 АК «Богдан Моторс» из Луцка; ООО «Научно-техническое предприятие «СТГ-Инжиниринг», которое представляет Львовский автобусный завод; а также два дилера белорусского производителя – ООО «МАЗтранссервис» и ДП «АвтоМАЗ-Украина». К участию в электронном аукционе были допущены украинский автопроизводитель из Луцка, а также ООО «МАЗтранссервис». Победителем тендера стал «Богдан Моторс», который оценил 24 автобуса в 100,8 млн. грн., т.е. один автобус обошелся Ивано-Франковску в 4,2 млн. грн., т.е. около 131,25 тыс. евро. Прибыть в Ивано-Франковск все 24 автобуса «Богдан А701.32» должны были до 20 декабря 2018 года, однако этого так и не произошло. КП «Электроавтотранс» и поставщик автобусов договорились о поставках техники двумя партиями по 12 машин. Большинство машин первой партии, по словам Виталия Голутяка, уже поступило заказчику.
Отметим и еще один факт – в автобусном тендере в том же Ивано-Франковске, на котором КП «Электроавтотранс» запланировало приобрести 12 городских автобусов большого класса «улучшенной комплектации», не принял участие ни один украинский производитель либо его дилер. Заявки на участие подали дилеры двух турецких автопроизводителей, а также белорусского МАЗа. Представителя белорусов «отшили», в результате победителем стала компания ООО «Современные грузовики» которая предложила Ивано-Франковску 12 турецких автобусов «Guleryur Cobra GD 272 LF» по цене почти 66 млн. грн. Таким образом турецкий автобус обойдется Ивано-Франковску по цене почти 5,5 млн. грн.
Заметим, что еще один производитель общественного транспорта – концерн «Эталон» в 2018 году поставлял потребителям свои троллейбусы вовремя. К примеру, несмотря на довольно сжатые сроки поставки троллейбусов в Чернигов, предприятие выполнило заказ в срок и все 6 троллейбусов доставлены в депо КП «Черниговское троллейбусное управление». Однако, концерн «Эталон» только начинает выпуск городских автобусов большого класса – новый 12-метровый низкопольный автобус «Астра» А121.10 был представлен в самом конце 2018 года. В отличии от «Богдана» и «Электрона» которые комплектуют свои автобусы двигателями европейских и американских производителей, концерн «Эталон» планирует комплектовать свои автобусы большого класса двигателями индийской компании «Ashok Leyland», поэтому можно ожидать более низкой стоимости автобусов «Астра».
В защиту украинских производителей общественного транспорта можно сказать то, что украинские города закупают общественный транспорт нерегулярно и в малых количествах – средств на закупку общественного транспорта в бюджетах не хватает. Частные же перевозчики вообще почти не покупают автобусов большого класса. В результате украинским автопроизводителям во-первых не выгодно выпускать автобусы и троллейбусы наперед, так как перспективы их реализации весьма туманны, во-вторых – производителям, не имея стабильных заказов, не выгодно содержать на автозаводах значительное количество рабочих. В результате, когда заказы появляются, производители часто просто не успевают их выполнить в срок.
В тоже самое время, белорусские и турецкие автопроизводители имеют стабильные заказы на свою продукцию и поэтому могут позволить себе производить ее «на склад». Именно этим и объясняется тот факт, что дилер турецкого производителя принял участие в Ивано-Франковском тендере на 12 автобусов с сроком поставки до марта 2019 года – эти автобусы уже есть в наличии у турецкого производителя, их нужно всего лишь ввести в Украину.
На фото - автобус "Богдан А701.32" в Ивано-Франковске. Автор фото - Вадим Галюк.