Как будут функционировать платные автодороги

Замминистра инфраструктуры по вопросам европейской интеграции Анна Юрченко в комментариях 44.ua сообщила, что максимальный размер платы за разовый проезд по автомобильной дороге общего пользования будет зависеть от транспортного средства и составит от 0.023 до 0.133 евро за километр. По курсу валют на 28 июля, эта сумма соответствует от 73 копеек до 4 гривен 14 копеек.
Напомним, что платные автобаны хотят построить на шести межобластных трассах Украины. Всего планируется восстановить и сделать платными 1400 километров дорог.
Однако, руководство министерства инфраструктуры заявляет, что платными будут только те дороги, которые будут построены частными инвесторами в рамках концессионных соглашений. "В СМИ появилась новость о том, что Украина построит шесть платных автобанов, и уже определена предельная стоимость платы за проезд. Эта информация не соответствует действительности”, — заявил министр инфраструктуры Александр Кубраков.
Он объяснил, что в октябре 2020 года МИУ, "Укравтодор", Всемирный банк и Международная финансовая корпорация презентовали первую программу государственно-частного партнерства (ГЧП) в дорожной отрасли, которая включала шесть участков общей протяженностью 1,5 тыс. км.
"В рамках этого проекта плата за проезд взыматься не будет. Взносы инвестора компенсируются из государственных средств. Речь идет о формате оплаты частями, который известен как availability payments или "плата за доступность". Инвестор, кроме выплат за проделанную работу, получает на следующие 20-25 лет контракт на содержание обновленного участка. Такой формат сотрудничества помогает государству ускорить процесс обновления и качественного содержания дорог, а инвестору — гарантировать прибыли в долгосрочной перспективе”, — объяснил министр.
Что касается платных автодорог, то такие могут появится, если будут полностью построены на средства инвестора. Пока в Украине таких дорог нет.
Сейчас на этапе разработки находятся два потенциальных концессионных проекта: строительство дороги Стрый—Мукачево и Краковец—Броды—Ровно. Технико-экономическое обоснование (ТЭО) первого проекта за свои средства проводит компания Onur, второго — одесская компания "Автомагистраль-Юг". Оба ТЭО будут завершены до конца года, после чего объявят конкурс на будущего концессионера. Но будут ли эти два участка сданы в концессию, или построены в рамках государственно-частного партнерства — еще не определено, добавил Кубраков.