Киев транспортный: итоги 2017 года
Трамвай
В 2017 году в Киеве заключили крупнейший с момента распада СССР контракт на новые трамваи - 40 трехсекционных вагонов модели "Pesa-71414К". 25 из них уже находятся в Киеве, часть работает на линии скоростного трамвая на Борщаговку. Это 26-метровые полностью низкопольные трамваи в три секции с четырьмя дверьми для пассажиров. Все три ходовые тележки поворотные. Первые 10 вагонов этой модели закупили в 2016 году, учитывая один "демонстрационный" экземпляр. В тендере победила польская компания "Pesa", которая предложила Киеву свою модель "Pesa Twist Foxtrot 71414K" за 1813,199 млн. гривен за 40 низкопольных трамваев, что дает цену в 45,33 млн. грн. за один трамвай. Вторым участником тендера был львовский концерн "Электрон".
Данные трамваи почти полностью идентичны московским трамваям, также произведенным компанией "Pesa". Мало того, доставшиеся Киеву 50 вагонов - это часть московского заказа в 120 единиц, оставшаяся невыкупленной посредником - заводом "Уралтрансмаш". Именно поэтому периодически возникали и возникают политические скандалы с этими трамваями и, якобы, "российском" следе в их конструкции. Однако, скорее всего, достаточно низкая цена, по которой вагоны продали в Киев, объясняются желанием польского производителя продать их поскорее, чтобы не оказаться в убытке с готовыми трамваями на складе.
Есть и второй контракт - на 7 трамваев "Электрон". Три вагона из семи тоже привезены в Киев, а выполнение всех условий договора перенесено на 2018 год. Это пятисекционные вагоны длиной 31 метр с шестью дверьми для пассажиров. Ходовые тележки неповоротные, что оказывает негативное воздействие на пути в кривых участках - на поворотах и разворотных кольцах. Вместе с ранее поставленными тремя вагонами по контракту 2015 года, в Киеве должно быть 10 таких оптимальных по вместимости для Борщаговской линии скоростного трамвая вагонов.
Троллейбус
Ситуация с выполнением закупок троллейбусов хуже. Из заключенного в 2016 году договора на закупку 100 одиночных и сочлененных троллейбусов в реальности закупили лишь 5 "одиночек" модели "Богдан-Т701.17".
А из заказанных в 2017 году 80 единиц - 20 сочлененных и 60 одиночных, на данный момент получено и оплачено лишь 10 одиночных троллейбусов "Богдан-Т701.17". В тендере победил завод "Богдан" с ценой на сочлененные троллейбусы по 9,55 млн. грн. (191,04 млн. за весь лот) и по 5,147 млн. за одиночные (308,82 млн. грн. за лот). Таким образом, Киев должен был заплатить за 80 троллейбусов 499,86 млн. гривен. Но фактические объемы оплаты заказа оказались меньше - соответственно, меньше и поставлено троллейбусов.
Также заключен договор на строительство новой линии троллейбуса в Печерском районе за 115 миллионов гривень. Она будет иметь длину около 1.8 км и позволит обеспечить троллейбусное сообщение с левого берега Киева по мосту Патона до Печерска (правый берег). Реальное строительство еще не начиналось.
Автобус
По контракту 2016 года, предусматривавшему закупку 100 автобусов - 70 одиночных и 30 сочлененных, город в реальности получил вдвое меньше. В первые месяцы 2017 года КП "Киевпасстранс" получило 48 одиночных автобусов марки "МАЗ-203.069" общей стоимостью 199,008 млн. грн или 4,146 млн. за одну единицу транспорта. Кроме того, город получает 2 сочлененных автобуса марки "МАЗ-215.069" общей стоимостью 12,144 млн. грн. или 6,072 млн. за одну единицу транспорта.
12 июня 2017 года в системе Prozorro прошли электронные торги еще одного тендера на поставку 100 автобусов для КП "Киевпасстранс" по двум лотам – 70 машин стандартной длины и 30 сочлененных автобусов-"гармошек". Сам тендер был объявлен 12 марта, первоначально на него собирались потратить 535 миллионов гривен. Победила в нем компания "МАЗтранссервис" с автобусами моделей МАЗ-203 и МАЗ-215, а общая сумма контракта составляет 528,785 млн. гривен. В данный момент по итогам этого тендера реально поставлено 15 одиночных автобусов "МАЗ-203.069".
Метро
Закупок новых составов метро для Киева в 2017 году не производилось. Также не была открыта ни одна новая станция метро.
Вместе с тем, дан старт долгожданному строительству метро на Троещину. Речь идет о подписанном в конце ноября договоре с китайским инвестором о строительстве четвертой линии метро Киева. Оно оценивается в 2 миллиарда долларов США, при этом 85% от прогнозируемой стоимости проекта будет обеспечено за счет кредита от китайских финансовых учреждений с государственными гарантиями Украины. Срок возврата кредита — от 15 до 20 лет. Строить будут за китайские средства, соответственно, китайские же подрядчики. Проект предусматривает строительство ветки от Жулян на Троещину через центр Киева протяженностью 18 километров, на которой будут расположены 13 станций. Кроме того, будет построена пересадочная линия между кольцевой электричкой и новой веткой метро, ее длина составит 1 км.
Также в метро Киева ввели возможность оплаты проезда по технологии Android Pay. Ведется проектирование продления "зеленой" линии метро до Виноградаря с четырьмя новыми станциями.
Проекты
На 2018 год в Киеве запланировано несколько масштабных инфраструктурных проектов, помимо закупок подвижного состава. Все эти проекты, так или иначе, обсуждаются или запускаются в 2017 году.
Во-первых, это общественное обсуждение, проектирование и начало строительства линии трамвая от Старовокзальной до Дворца Спорта. Таким образом в центр Киева возвращают трамвай, который ранее был там уничтожен во время каденции мэра Александра Омельченко. На более далекую перспективу в Генплан заложены еще несколько проектов линий трамвая.
Во-вторых, для Киева всерьез обсуждается введение системы BRT - выделенных полос для движения автобусов и троллейбусов в экспресс-режиме. На это власти Киева вдохновляет успех рекомендованного миссией Мирового банка автобусного маршрута №114 от вокзала до Троещины, а также опыт крупных городов по всему миру.
В-третьих, для Киева обсуждается несколько вариантов системы "трамвай-поезд" - электропоездов или трамваев, способных одновременно работать и на путях железной дороги, и на путях городской трамвайной сети. Один из этих проектов предусматривает связь линии скоростного трамвая на Троещине с железной дорогой, второй - запуск "трам-трейна" в аэропорт Борисполь. Также обсуждаются разные варианты скоростного сообщения с этим аэропортом - в виде дизель-поездов, электричек или продления городской линии метро.