В Виннице показали сборку нового трехсекционного трамвая «VinWay»
Это будет уже четвертый по счету трехсекционный трамвайный вагон «KT4UA VinWay», построенный силами «Винницкой транспортной компании». Завершить его сборку планируют до 28 октября – до 105 годовщины открытия в Виннице трамвайного движения. По словам мэра Винницы Сергея Моргунова, на данный момент готовность трамвайного вагона составляет 80%.
Трамвайный вагон «KT4UA VinWay» – оригинальная разработка «Винницкой транспортной компании» на основе кузова и тележек сочлененого двухсекционнного чешского трамвайного вагона «Tatra KT4SU». Трехсекционный трамвай получают установкой между головной и хвостовой секцией чешского вагона новой секции-вставки, которая опирается на две поворотные тележки. Секция-вставка имеет площадку с низким уровнем пола, поэтому трамвай удобен для инвалидов-калясочников. Двери секции-вставки оборудованы пандусом. При проведении глубокой модернизации трамвайного вагона также полностью заменяют его электрическую «начинку» – устанавливают современную систему управления тяговым электроприводом место реостатно-контакторной системы с ускорителем, вместо мотор-генератора – статический преобразователь. Тележки трамвайного вагона проходят капитально-восстановительный ремонт – их базовые детали проходят дефектацию, очистку, ремонт и покраску, значительную часть деталей заменяют на новые. Трамваи «KT4UA VinWay» получают также новые современные двери поворотно-раздвижного типа, которые широко используются на трамвайных вагонах в Европе, например на трамваях «Tatra KT4DM» из Берлина, которые начинают курсировать во Львове и Запорожье. Трамвайный вагон «KT4UA VinWay» может перевозить до 300 пассажиров. По словам Сергея Моргунова, четвертый такой трамвай будет иметь улучшенную конструкцию межвагонных сочленений, а также больше мест для сидения.
Силами Винницкой транспортной компании уже построено 3 трьохсекционных трамвая «KT4UA VinWay» на основе кузовов чешских «Tatra KT4SU», а также 5 трамвайных вагонов «T4UA VinWay» на основе тележек списанных трамваев «Tatra T4SU» и новых кузовов и электрооборудования, а также модернизирован один трамвай «Tatra KT4SU» с полной заменой электрооборудования.
Точная стоимость строительства трамвайного вагона «KT4UA VinWay» не сообщается, однако с помощью системы электронных закупок «Прозорро» «Пассажирскому транспорту» удалось установить, что стоимость электрооборудования для модернизированного трамвая составляет почти 3,8 млн. грн. Цену секции-вставки оценивают в сумму около 1 млн. грн. Несмотря на относительно высокую стоимость электрооборудования, строительство трьохсекционных трамваев на основе сочлененных вагонов «Tatra KT4SU» весьма выгодное предприятие, так как стоимость нового 18-метрового трехсекционного трамвая «Электрон» составляет около 1 млн. евро. Другой украинский производитель трамваев – ООО «Татра-Юг» пока что не объявил ни стоимость уже представленного и испытанного в нескольких городах Украины трамвая К1М6, ни стоимость разработанных предприятием 100% низкопольных трамваев, проект которых представили на выставке «InnoTrans» в Берлине.
Нужно отметить, что Винница далеко не первый город, который решил переоборудовать чешские «гармошки» «Tatra KT4» в трехсекционные трамваи, приспособленные для перевозки инвалидов. Пионерами в этом деле был немецкий Котбус, который еще в 1990-х годах переоборудовал свои чешские трамваи в шестиосные трехсекционные вагоны «Tatra KTNF6». Аналогичную модернизацию в начале 2000-х проводил и эстонский Таллин. Кроме этого, трехсекционные, однако восьмиосные, вагоны на основе чешских «гармошек» в начале 2000-х годов были построены в немецкой Гере. В отличии от Таллина и Котбуса, в Гере средняя частично низкопольная секция опирается на две специально сконструированные поворотные тележки с колесами малого диаметра. Что до Винницы, то местные конструкторы разработали такую конструкцию секции-вставки, которая позволяет использовать стандартные тележки от трамвайных вагонов «Tatra KT4SU» или «Tatra T4SU» - но при этом существенно сокращается площадь низкопольной части салона. Кроме Винницы, в Украине трамваи этой модели эксплуатируют также Житомир и Львов, а в этом году такие трамваи на широкой колее начало эксплуатировать Запорожье. Курсируют вагоны «Tatra KT4SU» в оккупированной Евпатории.
Фото: Сергей Моргунов