В Киеве в тестовом режиме заработал «электронный билет»
С помощью новой системы оплаты проезда все расчеты за услуги городского коммунального транспорта можно проводить без использования наличных денег и не покупая жетон или билет на отдельный вид транспорта. Валидаторы для списывания средств с электронных билетов установили в 1500 транспортных средствах, которые принадлежат городу.
В Министерстве инфраструктуры Украины тестовый запуск «электронного билета» в коммунальном транспорте столицы Украины очень позитивным изменением, которое не только улучшит комфорт пассажиров, но и увеличит доходы городского бюджета: «Наличные деньги – это плохой учет и большие возможности для злоупотреблений. А наличка от пассажирских перевозок в общественном транспорте – это миллионы гривен в день, большая часть которых девается неизвестно куда. А должна идти на новый транспорт, комфорт и безопасность пассажиров», – говорят в Мининфраструктуры.
Как объясняют в «Киевпасстрансе», работа «электронного билета» в городе базируется на том же решении, что и оплата бесконтактными картами в метрополитене. На пластиковую карточку перечисляется определенная сумма средств, что позволяет потом рассчитываться ими за поездки.
В Киеве пассажиры имеют довольно значительный выбор способов оплаты с помощью «электронного билета» – это может быть специальная транспортная, банковская или специальная льготная карта, QR-код, ученический или студенческий билеты и даже специальное приложение для смартфонов. Кроме того, для одноразовой поездки будут и далее использоватся бумажные билеты-чеки с QR-кодом. Для оплаты проезда нужно просто поднести карточку к валидатору или к специально оборудованному турникету на станции метрополитена, после чего автоматически происходит списание средств.
Нововведение в транспорте прокомментировал городской голова Киева Виталий Кличко: «Для пассажиров единый билет на все виды транспорта – это удобство и комфорт. Электронный билет – это повышение уровня безопасности на дорогах. Водитель полностью может сосредоточится на своих профессиональных обязанностях, а не работать параллельно еще и кондуктором».
«Электронный билет» будет работать во всем транспорте Киева, за исключением частных маршруток: в метрополитене, городской электричке, трамваях, троллейбусах, фуникулере и городских автобусах.
Кондукторы в коммунальном транспорте во время тестового периода работы «электронного билета» останутся. Кондукторы и контролеры «Киевпасстранса» получат специальный устройства для проверки оплаты проезда пользователями бесконтактных карт, так как выдача бумажного билета или чека при оплате проезда «электронным билетом» не предусмотрена. Для контроля пассажир обязан будет предъявить контролеру свой электронный билет, а кондуктор «считает» с помощью своего терминала время и место оплаты.
Электронные транспортные карты можно будет купить в кассах станций метрополитена, «Киевпасстранс», на станциях скоростного трамвая и фуникулера, а также в киосках с прессой. Пополнить количество поездок, «записанных» на электронный билет можно будет там же. Также пополнение «электронного билета» можно будет с помощью интернет-банкинга и терминалов. При этом будет действовать система скидок – чем больше поездок покупает пассажир, тем дешевле обходится одна поездка.
Стоимость самой транспортной карты «э-билета» составляет 40 гривен. Льготники с правом бесплатного проезда получают ее бесплатно, и, согласно решению Кабинета Министров о монетизации льгот, эта карточка ежемесячно автоматически пополняется на определенное Киевским городским советом количество поездок. Для регистрации транспортных карточек разработан специальный сервис «кабинет пользователя».
Отметим, что различные виды безналичной оплаты проезда в общественном транспорте в 2017-8 годах внедрены во многих городах Украины. Самым популярным является способ оплаты проезда с использованием QR-кода и приложения «Приват24». Полноценная система электронного билета во всем общественном транспорте города введена в Тернополе – «Файной картой» можно оплатить проезд как в коммунальных троллейбусах и автобусах, так и в частных маршрутках. Однако тернопольский опыт показал, что внедрение «электронного билета» – это отнюдь не панацея от всех проблем общественного транспорта, как об этом говорили некоторые политики. Несмотря на наличие «э-билета» перевозчики Тернополя жалуются на финансовые проблемы и требуют повышения цены проезда.
Если вспоминать историю «электронного билета» в Украине, то впервые о его внедрении заговорили во Львове еще в конце 2011 года. Город даже получил в 2016 году кредит от Европейского банка реконструкции и развития, однако, во время последнего отчета «команды электронного билета» полноценное внедрение системы запланировали на 2020 год.
В Одессе оплату проезда банковскими карточками впервые внедрили в фуникулере. Таким образом решили протестировать работу автоматизированной системы оплаты проезда.