Одесский электротранспорт во времена бурных 90-х (ФОТО)
В 1997 году Одессу, а также ряд других городов Украины, посетил известный среди любителей электротранспорта фотограф Alex Krakowsky, чьи снимки мы публикуем с разрешения автора. Это было время, когда в период с 1994 по начало 1999 года одесский электротранспорт перевозил пассажиров совершенно бесплатно, что было предвыборным политическим шагом тогдашнего мэра города Эдуарда Гурвица. Однако, режим бесплатного проезда вместе с резким сокращением муниципального финансирования городского транспорта привело к резкому ухудшению качества перевозок и к катастрофическому уменьшению количества "рогатых" на маршрутах. Последствия этого не преодолены в Одессе до сих пор, двадцать лет спустя.
В 1990 году, в последний "целый" год существования СССР, на маршруты Одессы ежедневно выходило до 170 трамваев, почти все они были в виде составов по два и даже три вагона. Общая численность трамвайного парка насчитывала свыше 500 вагонов. Троллейбусов насчитывалось свыше 300 машин, из них на маршруты выходило более 200 единиц. В середине 1990-х гг ежедневный выпуск на все маршруты сократился в 3-5 раз - примерно до 40 трамваев и 40 троллейбусов в день. Это приводило к тому, что бесплатный электротранспорт ходил крайне редко, трамваи и троллейбусы приходилось ожидать по 30 минут и более. А на остановке большой проблемой было влезть в переполненный салон. Отсутствие у преобразованного тогда в коммунальное предприятие "Одесского трамвайно-троллейбусного управления" "живых" денег от оплаты за проезд приводило к задержкам выплаты зарплаты сотрудникам, невозможности приобретения запчастей и своевременного технического обслуживания техники. Как результат - за четыре года бесплатного проезда было списано около 200 трамваев и более сотни троллейбусов, причем многие из них просто разбирали на запчасти после любой незначительной поломки.
Как за годы независимости Украины для Одессы закупали новые трамваи и троллейбусы - читайте в наших обзорах. Также в статье можно ознакомиться с общей статистикой перевозок городским электротранспортом в Одессе в период с 1990 по 2016 гг.
На момент съемки данных фотографий летом 1997 года в эксплуатации все еще находилось огромное количество трамваев "Татра-Т3" в самой ранней модификации производства 1960-х гг. - с двумя дверьми и вытянутым узким указателем маршрутов над лобовым стеклом. В настоящее время существенная часть из запечатленных на фото трамваев - все еще перевозит пассажиров, в том числе после капитальной модернизации в период 2002-2012 гг.
Трамваи на конечной станции у железнодорожного вокзала (Старосенная площадь).
Трамваи, в том числе неисправные, в депо №1 на улице Водопроводной.
Примерно до 1998 года на некоторых маршрутах Одессы работали трехвагонные трамваи. Последними такими маршрутами были №10 и №7.
Трехвагонный трамвай в центре Одессы на Тираспольской площади.
Служебный трамвай-буксир модели МТВ-82 на Тираспольской площади. Ранее, до 1989 года, он был "тянитолкаем" для обслуживания маршрута №19. А сейчас после реставрации стоит на 6-й станции Большого Фонтана в качестве ресторана.
Еще один служебный трамвай-рельсосварщик на Тираспольской площади, до сих пор в эксплуатации.
Служебный трамвай развозит по домам сотрудников вагоноремонтного завода, который располагался на улице Водопроводной и занимал два бокса трамвайного депо. Завод продан в 2004 г. и его территория перестроена в отель.
Типичная атмосфера 90-х на Тираспольской площади.
Трамваи, в том числе служебный буксир МТВ-82 на Водопроводной около депо.
Трамвай 1966 года выпуска, прослуживший до 2009 года - выезжает в депо с линии на Фонтан, улица Лейтенанта Шмидта.
Переполненный трамвай, у которого уже не закрываются двери, на улице Водопроводной у "Красного Креста".
Трамвай едет с Балковской в депо на Слободку.
Маршрут №30 по улице Балковской, ликвидированный в 2008 году по инициативе все того же мэра Эдуарда Гурвица - все время ходил заполненным.
Слободка, узкая улица Нерубайская и маршрут №15.
"Глухой" мост под железной дорогой и трамвай маршрута №20.
Экскурсионный ретро-трамвай. арендованный иностранными туристами для прогулки по линии "камышового" трамвая к Хаджибейскому лиману.
Конечная остановка маршрута №10 на улице Ицхака Рабина.
Трамвай на улице Рекордной, Ближние Мельницы. Как видно, маршрут №10 тогда обслуживали и "одиночные" вагоны, и трехвагонные составы.
Сочлененный троллейбус ЮМЗ-Т1, тогда еще совсем новенький. Сейчас последние несколько машин этой модели выведены из эксплуатации по причине недостатка водителей.
Троллейбус советского производства "ЗиУ-682", самая массовая модель троллейбуса в мире. На сегодняшний день в Одессе осталось в пассажирской эксплуатации менее десяти оригинальных советских троллейбусов. Хотя еще более двух десятков изготовленных заново в середине 2000-х или капитально отремонтированных в последние 10 лет таких троллейбусов еще работают.
Фото: Alex Krakowsky, 9 июня 1997 г.