Как украинские города внедряют «электронный билет» за средства кредитов ЕБРР

Пятница , 28 июня 2019, 10:13
Если в Виннице завершается монтаж валидаторов в коммунальном транспорте и началось тестирование системы, во Львов «застрял» на этапе проведения тендера по закупке автоматизированной системы оплаты проезда
Как украинские города внедряют «электронный билет» за средства кредитов ЕБРР

Два города в Украине решили внедрять автоматизированную систему безналичной оплаты проезда в городском транспорте за средства Европейского банка реконструкции и развития: это Винница и Львов. И если в Виннице «электронный билет» уже на финальных стадиях, то во Львове проект по каким-то причинам постоянно тормозиться.

Хотя во Львове начали говорить о внедрении общегородского проекта «электронный» билет еще в 2011 году, в этом городе введены лишь различные виды безналичной оплаты проезда в городском электротранспорте. Даже в коммунальных автобусах, которые находятся на балансе Львовского коммунального автотранспортного предприятия № 1 оплатить проезд можно только наличкой водителю. В коммунальных автобусах не действуют даже месячные проездные карточки.

В тоже время, Винница, в которой о внедрении «электронного билета» начали говорить гораздо позднее чем во Львове, уже приближается к завершению подготовительного этапа проекта и скоро жители города смогут пользоваться системой «электронный билет» во всем коммунальном транспорте, а после этого валидаторы появятся и в частных маршрутках.

Заметим, что «стартовали» Винница и Львов практически одновременно – осенью 2016 года мэрии этих городов подписали кредитные соглашения с Европейским банком реконструкции и развития о получении кредитного финансирования на внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в городском транспорте. В Виннице на эти цели взяли 8 миллионов кредитных евро, а во Львове – 10 миллионов.

Если в Виннице для внедрения системы «электронный билет» еще в 2014 году создали специальное коммунальное предприятие «Винницакартсервис», то во Львове было решено, что внедрением «электронного билета» займется коммунальное предприятие «Львовавтодор» которое уже сотрудничало с ЕБРР в плане финансирования реконструкции улиц с трамвайным движением и строительства трамвайной линии на Сихов. В составе ЛКП «Львовавтодор» был создан специальный отдел автоматизированных систем оплаты проезда, который возглавил екс-заместитель начальника транспортного управления города Сергей Журбенко, который был секретарем рабочей группы по внедрению «электронного билета».

После получения кредита ЕБРР, в Виннице провели, согласно с процедурой банка, двухэтапный международный тендер, в котором определился поставщик системы, которым стала чешская «Mikroelektronika». В общей сложности свои услуги по внедрению электронного билета Виннице предлагали более 100 компаний из 17 стран мира.

Контракт между КП «Винницакартсервис» и «Mikroelektronika» был подписан 10 мая 2018 года. Компания «Mikroelektronika» обязалась, что на протяжении 16 месяцев в общественном транспорте будет установлено около 3500 валидаторов, 700 бортовых компьютеров системы «электронный билет», 50 электронных табло, около 600 POS-терминалов для пополнения карточек, серверное оборудование и другие комплектующие системы.

Согласно с планом внедрения «электронного билета» в Виннице, сначала «электронный билет» начнет работать в коммунальном транспорте, которого насчитывается 320 единиц, а затем в частном (260 единиц).

Правила функционирования системы «электронный билет» были определены решением Винницкого городского совета, которое было принято в начале 2018 года.

На данный момент, по информации директора КП «Винницакартсервис» Екатерины Бабиной, компания-подрядчик завершила прокладку во всех трамваях, троллейбусах и автобусах кабельной сети для подключения валидаторов и бортовых компьютеров. Кроме этого начался монтаж валидаторов и бортовых компьютеров в подвижном составе. Первый этап тестирования проходил 18 – 21 июня.

«Планируем, что до конца лета весь муниципальный транспорт будет оборудован валидаторами», – отметила Екатерина Бабина.

Ситуация с внедрением «электронного билета» во Львове выглядит далеко не так радужно, как в Виннице. Город «застрял» на этапе проведения тендера на внедрение автоматизированной системы оплаты проезда по правилам Европейского банка реконструкции и развития. Этот тендер проходит повторно: заявки на участие в нем подали шесть компаний. Подача заявок завершилась еще в феврале 2019 года, раскрытие заявок прошло 12 февраля 2019 года. Для того, чтоб изучить заявки потенциальных поставщиков услуг по внедрению системы «электронный билет», а также выбрать те компании, которые будут участниками второго этапа тендера, специалистам ЛКП «Львовавтодор» и консультантам из австрийской компании «iC Consulenten» потребовалось больше, чем три с половиной месяца. В начале июня 2019 года заместитель директора Департамента жилищного хозяйства и инфраструктуры Львовского горсовета Андрей Белый (он курирует вопросы коммунального транспорта и транспортной инфраструктуры) сообщил, что ЛКП «Львовавтодор» уже направил в Европейский банк реконструкции и развития отчет по результатам первого этапа тендера. Ответ от банка чиновник ожидал получить в течении нескольких недель.

Однако вчера на своей странице в социальной сети «Фейсбук» Андрей Белый сообщил, что до сих пор Европейский банк реконструкции и развития не дал ответа по отправленному «Львовавтодором» отчету о проведении первого этапа тендера.

«Все ждут на э-билет во Львова. Особенно те, кто работает в проекте со стороны Львовского горсовета и ЛКП «Львовавтодор».

Напомню, тендер на внедрение системы объявили в октябре прошлого года. Подалось 6 компаний.

Техническую оценку тендерных предложений завершили в конце мая. Дали результаты и свои предложения в ЕБРР. Предварительно коллеги из ЕБРР декларировали, что за две недели все будет обработано.

Прошло уже три недели, результата еще нет. Обещают предоставить на следующей неделе. К сожалению, не имею влияния на банк.

После подтверждения от банка сможем провести следующий этап – финансовую оценку, в котором победитель будет определен по лучшей цене. Этот этап займет еще месяц после его начала.

Буду держать в курсе», – написал заместитель директора Департамента жилищного хозяйства и инфраструктури Львовского горсовета Андрей Белый.

На этот пост уже отреагировали львовские журналисты. В частности, руководитель информационного агентства «Гал-Инфо» Андрей Маринюк написал, что его СМИ уже подало запрос по этому поводу в офис Европейского банка реконструкции и развития, чтоб там объяснили причины задержки.

Депутат Львовского горсовета Игорь Зинкевич рассказал, что в прошлом году получил от экс-руководителя ЛКП «Львовавтодор» Романа Познанского ответ на свой депутатский запрос по поводу внедрения электронного билета. В этом ответе, Роман Познанский сообщил, что ЛКП «Львовавтодор» по состоянию на сентябрь 2018 года получил заяки на участие в тендере от 17 компаний.

«Мне интересно, зачем город и ЛКП «Львовавтодор» решило проводить повторный тендер на внедрения «электронного билета», если в первый раз участвовать в нем решили 17 компаний? Во второй раз – только шесть», – говорит депутат.

Уже очевидно, что даже при самом оптимистическом результате развития событий во Львове, уже очевидно, что «электронный билет» начнет работу в общественном транспорте этого города не ранее, как в 2021 году, поскольку еще минимум месяц уйдет на проведение второго этапа тендера, после этого какое-то время придется ожидать окончательного решения от ЕБРР. Если учитывать опыт Винницы, то для самого внедрения системы понадобится еще как минимум 16 месяцев.

Львовские эксперты считают, что в Европейском банке реконструкции и развития дотошно изучают отчет ЛКП «Львовавтодор» по первому этапу тендера «э-билета» еще и по той причине, что реализация прошлых проектов, в том числе и «трамвая на Сихов» оказалась не столь успешной, как хотелось бы продемонстрировать властям Львова. Кроме этого, негативную роль играет и постоянное изменение руководства ЛКП «Львовавтодор». За последние два года на предприятии поменялось четыре руководителя, причем три последних руководят предприятием в роли исполняющих обязанности: в конце декабря 2017 года многолетний директор «Львовавтодора» Олег Береза перешел на роботу в «Львовэлектротранс», его сменил на должности Роман Познанский, которого осенью 2018 сменил на должности Евгений Калытыч. В начале 2019 года произошли новые кадровые изменения: предприятие возглавила Оксана Естеферова.

На фото - установка оборудования системы "электронный билет" в Виннице. Источник фото - сайт vn.depo.ua

comments powered by HyperComments