Житомирский трамвай вот уже 120 лет перевозит пассажиров

Четверг , 22 августа 2019, 13:16
Сейчас от когда-то большой трамвайной системы Житомира остался только один трамвайный маршрут, однако трамвай – любимый житомирянами вид транспорта
Житомирский трамвай вот уже 120 лет перевозит пассажиров

Предистория житомирского трамвая начинается в 1895 году, когда власти города заключили концессионный договор с предпринимателем Лихачевым на строительство городской грузовой конной железной дороги для перевозки древесины с железнодорожной станции на Богунскую лесопилку. В 1896 году концессия перешла к другому предпринимателю – Лазарю Полякову, который решил заменить конную тягу электрической. Таким образом, в мае 1897 года в Житомире появился электрический грузовой трамвай. Это была узкоколейная линия, которая проходила по улицам Сенной, Северной, Большой Вильской и далее Старопочтовым трактом через речку Каменку к Богунской лесопилке. В лесопилки на вокзал перевозили доски, брусья и другую продукцию обработки древесины, а в обратном направлении – зерно к мельнице. Предполагалось на линии внедрить также пассажирское движение, однако этого не случилось. Чем закончилась судьба грузового трамвая Житомира, история умалчивает.

Практически в самом конце ХІХ столетия в Житомире начинается строительство пассажирских трамвайных линий. Строила трамвайные линии «Компания городских и пригородных трамвайных путей России». Движение электрического трамвая было открыто 22 августа 1899 года. Таким образом, Житомир стал седьмым городом на территории Украины, где появилось трамвайное движение: первым в 1892 году стал Киев, вторым в 1894 году – Львов, третьим, четвертым и пятым трамвайными городами стали Екатеринослав (Днепр), Черновцы и Елисаветград (Кропивницкий) в 1897 году, шестым – Севастополь в 1898 году.

Житомирские трамваи Коломенского завода на углу улиц Садовой и Большой Бердичевской. Примерно 1918 год.

После открытия трамвайного движения в Житомире действовало четыре трамвайных линии – Киевская (маршрут № 1), Чудновская (маршрут № 2), Бердичевская (маршрут № 3) и Вильская (маршрут № 4). Все эти линии были одноколейными с разьездами. Через два года линию № 3 продлили к приюту Дурылиных, а в 1908 году была открыта Московская линия (маршрут № 5), которая соединила Киевскую линию с Житним рынком. В 1914 году Московскую линию продлили к Сенному рынку, а Киевскую – от вокзала к пересечению нынешних улиц Вокзальной, Бориса Тена и Витрука. Накануне Первой Мировой войны планировали построить еще пять трамвайных маршрутов, однако эти планы не были реализованы.

Трамвайное движение в Житомире открывали двухосные вагоны Коломенского завода. Всего в 1899 году в город прибыло 14 трамвайных вагонов, пополнение парка произошло после 1905 года. Трамвайное депо с 1899 по 1977 год располагалось на улице Малой Бердичевской.

Трамвайный разъезд на площади Александра ІІ (ныне - Соборная площадь), начало 1910-х годов.

Трамвай в Житомире работал во времена Гетьманата Скоропадского, однако, когда к власти пришло правительство Директории и территория Украины фактически стала ареной гражданской войны, трамвай в Житомире прекратил свою работу.

Электрический трамвай в Житомире возобновил свою работу в 1921 году. В том же году от конечной трамвайного маршрута № 5 на Московской улице был построен тупик к линии грузового трамвая.

В 1935 году Вильскую линию продолжили к Богунскому мосту. Трамвайные линии в городе таки и оставались одноколейными с разъездами, эксплуатировались старые дореволюционные трамвайные вагоны. Лишь в конце 1930-х годов в Житомир из Одессы передали несколько узкоколейных вагонов «Nivelles».

Трамвайное депо на улице Малой Бердичевской проработало с 1899 по 1977 годы. Фото сделано в 1974 году.

Во время Второй Мировой войны трамвайный транспорт Житомира работал. В том числе действовало грузовое трамвайное движение по Товарно-грузовому переулку, улицам Киевской, Большой Бердичевской и Жуйко до электростанции. Движение грузового трамвая продолжалось и после окончания войны, до 1953 года. На линии использовались переоборудованные пассажирские вагоны.

Старый трамвайный вагон на Соборной площади Житомира через несколько лет после окончания Второй Мировой Войны.

После освобождения Житомира от нацистов, трамвайное движение было частично восстановлено в 1944 году, однако в полном объеме трамвайная система была восстановлена только к 1950 году. Проблемой житомирского трамвая тогда был критический износ старых дореволюционных трамвайных вагонов узкой колеи – в Советском Союзе такого рода подвижной состав не выпускался. Частично проблему решили передачей в Житомир трамвайных вагонов из Кировограда (ныне – Кропивницкий), где восстановление трамвайного движения признали неперспективным. Кроме того Житомир в 1948 – 53 году получил 17 трамвайных вагонов 2М, которые были переоборудованы под узкую колею на Киевском заводе электротранспорта. До этого вагоны работали в Киеве и Днепре. Кроме этого в Житомир передавались и другие трамвайные вагоны.

Трамвай киевской серии 2М, переданный в Житомир из Днепропетровска. 1949 г.

В 1957 году Житомир начинает получать новые трамвайные вагоны немецкого производства «Gotha T57». Это были двухосные трамвайные вагоны для двухстороннего движения с дверями с обоих сторон кузова. В 1959 году Житомир начинает получать уже односторонние вагоны «Gotha T59E». Вместе с моторными вагонами поступают также безмоторные прицепы «Gotha B57» и «Gotha B59E».

Параллельно с обновлением трамвайного парка в 1950-60-х годах в Житомире в 1962 году открывается троллейбусное движение. Изначально троллейбус только «потеснил» трамвай с некоторых улиц, однако со временем большинство трамвайных линий были заменены в Житомире троллейбусными.

Поезд из моторного и прицепного вагонов "Godarville" переданных в 1952 году в Житомир из Одессы. Некоторое время в Житомире трамваи курсировали с одесскими номерами.

В 1960-е годы в Житомир поставляются вагоны «Gotha T2-62» с прицепами «Gotha B2-62», однако в это же время было закрыто большинство трамвайных линий. Параллельно были выведены из эксплуатации все трамвайные вагоны 2М и другой устаревший подвижной состав. С 1974 года в Житомире действует всего один трамвайный маршрут, который ранее имел № 5. Он соединяет площадь Победы с Ленкомбинатом.

В 1977 году было закрыто старое трамвайное депо на улице Малой Бердичевской, трамвайные вагоны переведены в новое совмещенное трамвайно-троллейбусное депо № 2.

В средине 1960-х годов немецкие трамвайные вагоны составляли основу парка города Житомира. Летом 1966 года после сильного дождя произошло подтопление улицы Московской (ныне Небесной Сотни), которое приостановило трамвайное движение в Житомире.

В 1977 году в Житомир начали поступать четырехосные трамвайные вагоны чешского производства «Tatra T4SU». Всего поступило 18 таких трамвайных вагонов. Этими вагонами начали заменять трамваи немецкого производства, которые постепенно списывали.

В 1981 году в Житомир начали поступать чешские сочлененные трамвайные вагоны «Tatra KT4SU», которые на данный момент составляю основу трамвайного парка Житомира. Последний раз он обновлялся в 2010 году, когда 5 трамвайных вагонов «Tatra KT4SU» приобрели в Виннице.


Последний трамвай немецкого производства в Житомире - служебный вагон Г-3 модели "Gotha T57".

К сожалению, городские власти Житомира несколько раз озвучивали планы о полной ликвидации трамвайного движения в городе. Однако эти планы, к счастью, не материализовались. Существуют планы развития трамвайного движения в Житомире, в частности – восстановление трамвайной линии до железнодорожного вокзала.

Исторические фото – из коллекции Тараса Коротуна. Автор современных фото - Тарас Коротун.

comments powered by HyperComments