В Мариуполе рассказали о том, почему купили «бэушные» чешские трамваи
Если долгое время Мариуполь был классическим «КТМ-овским» городом – основу трамвайного парка здесь составляли трамваи Усть-Катавского вагоностроительного завода модели 71-605 (КТМ-5), то сейчас город на берегу Азовского моря стал типичным «татровским»: основу трамвайного парка сейчас составляют трамваи «Tatra T3» чешского производства. Об этих изменениях написал местный сайт «mrpl.city».
Замену советских трамваев на чешские объясняют тем, что последние более надежны, кроме того «бэушные» трамваи из Чехии и Латвии находятся в значительно лучшем техническом состоянии, чем родные Мариупольские КТМы. Почему купили именно «бэушные», а не новые вагоны? Потому, что подержанные намного дешевле – если один новый односекционный трамвай стоит не менее 14 миллионов гривен, то цена «бэушного» – около 1,5 млн. грн. Выходит, что Мариуполь приобрел 64 подержанных трамвая по цене 6 новых.
«Да, действительно, трамваи старые. Но с отсутствием запчастей ситуация преувеличена. Это для Мариуполя трамвай Татра Т-3 – новый тип подвижного состава, а в глобальном смысле – это один из самых распространенных и популярных трамваев на пост-советском пространстве. По состоянию на 2019 год количество рабочих вагонов типа Т-3 – около 1000 штук, и это только в Украине. Так что за столько десятков лет эксплуатации этих трамваев производство запчастей уже давно освоено украинскими фирмами и поставлено на поток», – говорится в сообщении, опубликованном в фейсбук-группе «Горэлектротранспорт Мариуполя».
Отмечается, что обновить трамвайный парк Мариуполя за счет капитального ремонта наличных вагонов КТМ-5 было практически невозможно. За более чем три десятка лет эксплуатации старые советские трамваи пришли практически в полную негодность. Это случилось по причиние того, что в их ремонт десятилетиями не вкладывались должные средства. У некоторых вагонов при поднятии краном вовсе отваливались части кузова. Самые «стойкие» вагоны КТМ-5 не списали – они стали служебными вагонами.
«Означает ли это, что трамваи «Татра Т3» идеальны и все в них хорошо? Конечно, нет. Они б/у, а это накладывает свой отпечаток. Как и у любой техники, у них есть свои проблемы, свои болячки, свои слабые места. Мариупольским ремонтникам с ними тяжело, поскольку это для них новая модель (это не совсем так – до 1985 года в городе эксплуатировались вагоны «Татра», поэтому самые старые работники депо должны их помнить – ред.). Бывают и фатальные ошибки, приводящие к печальным последствиям... Но это временные трудности, которые можно преодолеть и к которым можно приспособиться», – сообщают на страничке «Горэлектротранспорт Мариуполя».
Заметим, что не только Мариуполь в последние годы обновляет свой трамвайный парк за счет «подержанных» вагонов из Европы. К примеру, Винница в конце 2000-х – в начале 2010-х практически полностью обновила свой трамвайный парк вагонами швейцарского производства. Во Львове с 2007 по 2019 год приобрели 57 трамваев «Tatra KT4D» из трех городов Германии – Эфурта, Геры и Берлина. Если в 2007-13 года город покупал или совсем не модернизированные вагоны из Геры и частично модернизированные из Эфрурта, то в 2018 году город купил 30 трамваев «Tatra KT4DМ», которые прошли глубокую модернизацию с заменой реостатно-контакторной системы управления тяговым приводом на тиристорно-импульсную. Чешские «гармошки» из Берлина приобрело также Запорожье – здесь работает 13 таких вагонов. Обновлять свой трамвайный парк модернизованными «Татрами» начал также еще один «КТМовский» город Конотоп – сюда поставляют модернизированные вагоны «Tatra T3A» из Риги. Днепр приобрел в Лейпциге 20 модернизированных чешских трамваев.