Кременчугский электротранспорт празднует свой 120-й День рождения
Мало кто знает, что в Кременчуге на Полтавщине электрический трамвай появился раньше, чем в Одессе. Случилось это в последний год ХІХ столетия, осенью 1899 года. Об этом пишет «Кременчугская газета».
На тот момент в Украине, которая находилась под властью Российской империи, электрический трамвай уже работал в Киеве, Екатеринославе (Днепре), Елисаветграде (Кропивницком) и Житомире. Еще два города Украины, которые тогда были под властью Австро-Венгрии – Львов и Черновцы также уже запустили линии электрического трамвая. Примечательно, что в один год с Кременчугом электрический трамвай запустили в «первопрестольной» Москве.
Начало строительству трамвайной линии в Кременчуге положило постановление городской думы от 10 октября 1895 года: коллежскому советнику В.М. Полякову была выдана концессия на строительство конной городской железной дороги для перевозки пассажиров и грузов. По согласованию Поляков имел право на эксплуатацию городской железной дороги на протяжении 45 лет, после чего она должна была перейти в собственность города вместе со строениями, подвижным составом и другим имуществом.
В июне 1897 года В.М. Поляков обратился в городскую думку Кременчуга с просьбой заменить в концессионном соглашении конную тягу на электрическую. В следующем году собственник концессии передал ее инженеру Л. Вайнштоку. Он, в свою очередь, подписывает соглашение с АО «Компания тяги и электрики», которую возглавлял Ж. Шодуар. Именно этак компания и построила инфраструктуру и наладила движение электрического трамвая в Кременчуге. Изначально компания даже хотела построить трамвайную линию по мосту через Днепр в Крюков, однако такой проект отклонили.
Акционерное общество «Кременчугские трамваи» было основано в феврале 1899 года в бельгийском городе Склессен, его капитал составил 3 миллиона бельгийских франков. Правление находилось в Бельгии, агентство – в Кременчуге. Основателем общества и собственником контрольного пакета акций стала «Компания тяги и электричества».
На условиях концессии в Кременчуге было построено три линии – Александровскую – от Ярмарочной площади возле вокзала по Александровской улице до пароходных пристаней длиной 2,3 километра; Екатериненскую – от Городского Сада по улице Катериненской через Соборную пристань до пароходных пристаней длиной 3,2 километра, а также Херсонско-Киевскую – от современной улицы Пищевой возле Крюковского моста по улице Херсонской, Веселой, Киевской до соединения с Екатериненской линией длиной 3,2 километра.
Укладка трамвайных путей, строительство электростанции, трамвайного депо с мастерскими и обустройство контактной сети было выполнено весной-летом 1899 года. Линии были построены одноколейными с разъездами. На Екатериненской линии был построен деревянный мост через Кривую Руду.
Пробные рейсы на всех трех линиях начались 21 ноября 1899 года. Вагоны курсировали на двух линиях с интервалом 10 минут, на третьей – 20 минут.
В 1906 году концессия переходит от АО «Кременчугские трамваи» к «Бельгийскому анонимному обществу трамваев и использования электрики», которое и остается собственником предприятия до 1917 года. Кроме эксплуатации пассажирского трамвая, общество обустроило в Кременчуге линию грузового трамвая от вокзала до пристаней на Днепре. В 1910 году компания внедрила электрическое освещение в Кременчуге, в 1914 году электрическое освещение появилось в Крюкове, где зажглось 11 первых электрических фонарей.
В 1916 году Кременчугская трамвайная электростанция имела мощность 4450 лошадиных сил. Трамвайный парк состоял из 16 моторных двухосных вагонов с открытыми площадками. Длина трамвайных линий составляла 12 километров. Стоимость проезда в трамвае составляла 5 копеек. Кременчуг в конце 1910-х годов мало походил на уездные города Российской империи, коим числился – тут был городской театр, цирк и электрический трамвай.
Начало революции в Российской империи и экономический кризис привел к перебоям в работе кременчугской электростанции. Трамвай в городе остановился 26 февраля 1917 года. Попытки его запустить были во времена Украинской народной республики и Украинской Державы Павла Скоропадского, однако они оказались безуспешными. Власть в Кременчуге за годы гражданской войны сменялась много раз. В результате боевых действий в городе была повреждена трамвайная инфраструктура. Поэтому когда в 1920 году начала работать снова электростанция, трамвайное движение не было возобновлено. В 1924 году власти Кременчуга обратились к правительству УССР в Харькове с просьбой помочь в запуске трамвайного хозяйства, однако получили отказ: хотя трамвайные вагоны и уцелели и требовали небольшого ремонта, путевая инфраструктура и контактные сети были сильно разрушены. Однако правительство УССР ответило отказом. Город также пытался получить долгосрочный кредит на восстановление трамвая, однако снова-таки получил отказ. Поэтому в трамвайные вагоны из Кременчуга продали в Саратов, а трамвайные пути разобрали.
На вырученные средства городской совет Кременчуга в 1927 году купил четыре автобуса «Зауер», которые собирали и испытывали на Крюковском вагоностроительном заводе. Летом 1927 года автобусы вышли на городские маршруты.
В 1940 году в Кременчуге снова решили построить трамвайные линии, однако планам их постройки помешала война.
Снова электротранспорт пришел в Кременчуг в 1966 году. Идея строительства в Кременчуге троллейбусных линий возникла в средине 1950-х годов – троллейбус тогда считался весьма прогрессивным видом транспорта. Строить троллейбусные лини в Кременчуге начали в 1965 году. Первый троллейбусный маршрут в Кременчуге был запущен 6 ноября 1966 года. Троллейбусное депо находилось на улице Киевской, в нем было тогда 19 троллейбусов украинского производства – движение в Кременчуге открывали троллейбусы «Киев – 4», выпущенные на Киевском заводе электротранспорта. В последние годы Кременчуг практически полностью обновил свой троллейбусный парк – за средства кредита Европейского инвестиционного банка город приобрел 40 новых троллейбусов – 35 «одиночных» и 5 сочлененных «гармошек».
Фото - историко-краеведческий музей Кременчуга.