70-летний юбилей празднуют троллейбус Запорожья и трамвай Конотопа
Первый в Запорожье троллейбус начал возить пассажиров 22 декабря 1949 года. В честь запуска троллейбусного движения в городе был проведет торжественный митинг. Как пишет Запорожский сайт «ZаБор» запуск троллейбуса в Запорожье приурочили к 70-летнему юбилею «великого кормчего» – Иосифа Сталина.
Троллейбусное движение в Запорожье начинали шесть троллейбусов МТБ-82. Эти машины выпускались сначала на подмосковном военном авиазаводе № 82, а затем их производство было перенесено на Завод имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области (ныне – завод «ТролЗа»).
Один из первых запорожских троллейбусов МТБ-82.
Первый троллейбусный маршрут Запорожья имел длину 6,3 километра. Он соединял проходную «Запорожстали» и улицу 12 декабря на Шестом поселке (потом эта улица получило имя Богдана Хмельницкого). Первый троллейбусный парк располагался на территории меткомбината «Запорожсталь»).
Троллейбусная линия по плотине ДнепроГЭСа.
Первая троллейбусная линия в Запорожье была построена чрезвычайно оперативно – с октября по декабрь. Вдоль линии было установлено 480 опор. В истории сохранились и фамилии первых водителей троллейбусов Запорожья – Волошин, Константинов, Левадный, Пинчук, Хдеев, Клевцов, Сокол, Овдиенко, Поздняков. Была среди первых водителей троллейбуса Запорожья и женщина по фамилии Радчанская. Водителями запорожских троллейбусов стали, в том числе, и вагоновожатые трамвая. Они обучались вождению троллейбусов в Киеве и Одессе.
Сначала на троллейбусном маршруте № 1 Запорожья одновременно работало только четыре троллейбуса. Этого количества транспорта было мало для перевозки большого пассажиропотока.
Трамваи и троллейбус в Запорожье в начале 1950-х годов.
«Трудно влезть в троллейбус уже на конечной «улица 12 Декабря» – давка и толкотня. А попасть в транспорт на других остановках невозможно», – жаловались запорожцы в местную газету.
Трамвай города Конотопа особенный сразу по нескольким причинам. В первую очередь потому, что это единственный случай в Украине, когда областной центр (Сумы) трамвайного транспорта не имеет, а вот районный центр – Конотоп имеет трамвайную систему с тремя маршрутами. Во вторых, первую трамвайную линию тут строили методом народного строительства фактически без проектной документации.
Трамвайный вагон Ф из Москвы открывает трамвайное движение в Конотопе 21 декабря 1949 года.
Впервые идея построить трамвайную линию в Конотопе была высказана чуть больше 100 лет тому назад. Ее автором был тогдашний городской голова Конотопа Григорий Демченко. Трамвайная линия должна была связать железнодорожный вокзал с центром города. Однако, идея не была реализована – началась Первая мировая война.
Второй раз идея построить трамвай в Конотопе возникла после Второй мировой войны. Несмотря на разруху, которую принесла региону война, городской совет Конотопа твердо решил строить в городе трамвай. Разработка проектной документации на строительство первой трамвайной линии в Конотопе затягивалась – транспортные проектные организации были завалены работой, поэтому разработка проекта трамвая для маленького городка на Сумщине была не в приоритете. Однако за дело взялись местные железнодорожники, которые и провели трассировку первой трамвайной линии на местности. Работы по укладке трамвайных путей начались 24 апреля 1949 года. В них участвовали не только железнодорожные путейцы, но и простые жители Конотопа – на строительство трамвайной линии выходило до 3000 жителей города. Практически за один сезон удалось построить трамвайную линию с одним разъездом от железнодорожного вокзала до завода «Красный металлист».
Трамвай Ф с № 2 на проспекте Мира в Конотопе. 1949 г.
Можно сказать, что строительство первого трамвая в Конотопе осуществлялось по принципу «с миру по нитке». Два первых трамвая (модели «Ф») выпросили в Москве. Оттуда же передали оборудование для первой тяговой подстанции – мотор-генератор мощностью в 185 кВт. Трансформатор для тяговой подстанции передало местное локомотивное депо. Стрелочные переводы для единственного разъезда изготовил завод в Днепродзержинске (ныне Каменское). При строительстве трамвая использовались в том числе старопригодные рельсы, которые передавала Юго-Западная железная дорога. Именно благодаря наличию в Конотопе профессиональных железнодорожников-путейцев построить первую трамвайную линию удалось в кратчайшие сроки.
Пуск трамвая Конотопе приурочили к дню рождения «Вождя народов» Иосифа Сталина – трамвайное движение началось в 5 часов утра 21 декабря 1949 года.
Трамвайный вагон "Пульман", переданный в Конотоп из Киева. 1950-е годы.
«В результате беспроектного строительства, которое было разрешено исполкомом Конотопского горсовета, построенные методом народного строительства трамвайные линии в Конотопе имеют существенные отклонения от «Правил технической эксплуатации трамвая» и не связаны с генеральной схемой планирования Конотопа, разработанной Дипроградом. Шпалы уложены непропитанными и даже неокорененными. В путях используются рельсы-коротыши разных типов без переходных накладок. В качестве балласта для путей использован котельный шлак. Практически отсутствуют условия для осмотра и ремонта вагонов. Составление проектно-сметной документации по Конотопскому трамваю недопустимо затягивалось и не было завершено в определенные сроки», – констатировало в 1950 году Министерство жилищно-коммунального хозяйства УССР. Однако, разрешение на работу трамвая Конотопа было получено и он начал свое развитие.
Трамвай Х, переданный в Конотоп из Харькова открывает движение на трамвайном маршруте № 3. 1967 год.
Трамвайные вагоны Конотоп получал не новые, а подержанные из других городов Украины и СССР. В частности, вагон № 3 был восстановлен на местном вагоноремонтном заводе. Вагоны № 4 и 5 были переданы из Киева. Уже 10 декабря 1950 года было построено продолжение трамвайного маршрута № 1 до улицы Розы Люксембург и площади Конотопских девизий. В 1951 году вместо временного ангара введено в эксплуатацию первое небольшое депо на 2 вагоно-места. 30 декабря 1955 года введена в строй новая трамвайная линия до тогдашней улицы Фурманова (ныне Прорезная), в 1956 году ее продляют до современной улицы Ивана Богуна. В том же году построена трамвайная линия до локомотивного депо на улице Деповской – в Конотопе с 1956 года курсирует уже два трамвайных маршрута. Развитие трамвайной сети, несмотря на «антитрамвайные» тенденции, продолжается в Конотопе и в 1960-е годы.
Двухсторонний трамвайный вагон КТВ-57 в Конотопе на конечной трамвайного маршрута № 3.
Изначально все трамвайные линии Конотопа строились одноколейными. Строительство второго пути проводилось в 1970-1980-е годы. С 1975 года в Конотопе работало 4 трамвайных маршрута. Трамвайный маршрут № 3 в Конотопе долгое время был тупиковым, поэтому для его эксплуатации из Киева были переданы двухсторонние трамваи модели КТВ-57, которые работали до 1986 года, когда на маршруте было построено разворотное кольцо.
В 1969 году в Конотопе было введено в эксплуатацию современное трамвайное депо на улице Успенско-Троицкой. С 1972 года город начал получать новые трамвайные вагоны КТМ-5. В 1972 году было получено 5 таких вагонов. В конце 1980-х годов в Конотопе было более 40 трамваев, на трамвайном маршруте № 2 даже работали системы из двух вагонов КТМ-5. В 2004 году по случаю 55-летия трамвайного движения в Конотопе возле трамвайного депо в виде памятника установили трамвайный вагон КТМ-5 – к сожалению, ни один из трамваев, которые работали в Конотопе в начальный период не сохранилось.
Один из первых трамвайных вагонов КТМ-5 (71-605) в Конотопе. 1979 г.
К сожалению, в 2018 году в работе Конотопского трамвая возникли большие проблемы. Однако их удалось решить. В 2019 году впервые с 2007 года произошло обновление трамвайного парка Конотопа – в город прибыло 6 трамвайных вагонов «Tatra T3А» из Риги. Это вагоны снабженные тиристорно-импульсной системой управления тяговым электроприводом. Таким образом, сейчас на балансе КП «КТУ» находится 22 трамвайных вагона – 6 вагонов «Tatra T3А», 1 вагон К1 производства «Татра-Юг», 13 вагонов КТМ-5 и 2 служебных трамвая. Ежедневно на линию выходит 10 трамваев. Общее количество сотрудников КП «Конотопское трамвайное управление» - 162 человека.