Как Одессу 10 лет назад в последний раз посетил последний советский лайнер (ФОТО)
Лайнер "Максим Горький" - это последний классический немецкий "трансатлантик", построенный в 1969 году на гамбургской верфи "Deutsche Werft" под названием "Гамбург". Судно планировалось к работе на линии Гамбург - Нью-Йорк. Но перевозки через Северную Атлантику уже были "заняты" авиацией, поэтому для нового лайнера нашли другой маршрут - в Южную Америку. Там оно работало до 1973 года. Затем, после "нефтяного кризиса" в результате очередной арабо-израильской войны лайнер оказался нерентабельным - "жрал" слишком много топлива.
Судно переименовали в "Ханзеатик" и выставили на продажу. В ходе аукциона цена возросла с 50 до 62 миллионов марок, а покупатель - американская компания "Robin international" тут же перепродала судно Советскому Союзу - в Черноморское морское пароходство. Естественно, что дороже.
В СССР лайнер получил название "Максим Горький" и начал эксплуатироваться как круизник. Несмотря на советскую команду, судно все время работало во фрахте - с 1974 по 1988 год немецкой компании "Neckermann und Reisen GmbH & Co", а с 1988 по 2008 гг. - немецкой же "Phoenix Reisen".
При этом в советское время с лайнером произошло несколько инцидентов и даже терактов. В ноябре 1974 года в порту Сан-Хуан на борт "Максима Горького" бросили гранату - от взрыва пострадали трое членов экипажа. В ноябре 1975 года перед отходом из того же порта Сан-Хуан в кормовой части судна взорвались две бомбы, установленные подводными диверсантами - никто не пострадал. Летом 1977 года лайнер во время полярного круиза у берегов Шпицбергена повредил о лед носовой бульб. А уже в августе 1989 годуа менее чем через год после модернизации с обновлением всего навигационного оборудования, лайнер около Шпицбергена натолкнулся на льды. От столкновения у судна было затоплено несколько отсеков, к спасательной операции привлекли советские и норвежские спасательные суда, корабли и вертолеты береговой охраны Норвегии. Жертв не было, но судну потребовался дорогостоящий восстановительный ремонт. Позже, в декабре 1989 года на борту "Максима Горького" у берегов Мальты встретились для переговоров глава СССР Михаил Горбачев и президент США Джордж Буш (старший). А в 1991 году, во время очередного круиза к Шпицбергену, на судне произошел пожар, в результате которого погибли три человека.
После развала СССР Черноморское морское пароходство достаточно быстро продало "Максим Горький". Новым владельцем стала российская компания, переименовавшая судно в "Maxim Gorkiy", сменившая порт приписки лайнера с Одессы на Нассау на Багамских островах. Лайнер, соответственно, стал ходить под багамским флагом. Вместо советской символики на судно нанесли российский флаг. Изменения коснулись и экипажа, который постепенно сменили на российский, в основном из Санкт-Петербурга. Ресторанное, каютное обслуживание и машинное отделение оставались украинскими.
Лайнер совершал стандартный для него ежегодный цикл круизов. Весной и в начале лета - вокруг Европы, летом - один или два круиза в полярные воды к Шпицбергену, на осенне-зимний сезон - в Средиземное и Черное моря. Во время одного из таких круизов 25 октября 2008 года судно гостило в Одессе, когда и были сделаны фотографии.
Еще 20 августа 2008 года было объявлено о продаже лайнера американской компании "Оrient Lines" с последующей модернизацией, перекраской, переименованием в "Marco Polo II" и сменой экипажа на филиппинцев. 30 ноября 2008 года, через месяц после визита в Одессу, завершился фрахт лайнера компанией "Phoenix Reisen". Тогдашний экономический кризис внес коррективы в эти планы - 8 января 2009 г. судно продали индийской фирме всего за 4,2 миллиона долларов. Из греческого порта Пирей лайнер своим ходом отправился на корабельное кладбище в Аланг. По пути его переименовали в "Maxim M". 25 февраля 2009 года лайнер посадили на мель и начали разделывать на металлолом.