Николаевский морской порт празднует 230-летний юбилей
230 лет тому назад, 4 июля 1789 года на левом берегу реки Ингул, неподалеку от строения адмиралтейства в районе ныненшнего Дикого Сада была основана т.н. «Вольная гавань», которая стало прародительницей нынешнего Николаевского морского порта – одного из старейших в Украине. Об этом пишет «Национальный промышленный портал».
В 1821 году порт перенесли в район Поповой Балки из-за навигационных сложностей. Торговым порт стал 1 июля 1862 года. Тогда император Александр ІІ высочайшим повелением удовлетворил просьбу адмирала Богдана фот Глазенапа о разрешении захода иностранных торговых суден в порт Николаева. С тех пор в порту Николаева начала работать таможня, которая во времена Российской империи относилась к первому классу.
Уже через 13 лет после открытия порта для захода иностранных торговых суден, в 1875 году, экспортный грузопоток Николаевского коммерческого порта составил 184 тысячи тонн. Порт продолжал развиваться и в конце 1913 года общий грузопоток порта составлял более 2-х миллионов тонн, более 80% из которых были сыпучие, в первую очередь зерновые, грузы. Еще около 20% составляли навалочные грузы. Основными грузами, которые переваливали в Николаеве в те времена, были зерновые и продукты их переработки, железная и марганцевая руда и другая продукция.
Одновременно с развитием торгового судоходства, в Николаеве развивалось также и судостроение. В городе было создано несколько мощных верфей и судостроительных заводов. На одном из них даже производили трамваи для Киева и других городов Украины.
Развитие порта в Николаеве продолжалось и во времена СССР, и в годы независимости Украины. Порт Николаева имеет преимущество – длинную береговую линию. Сам город имеет значительный промышленный потенциал. Развитие порта, правда, сдерживается тем, что железные дороги в направлении Николаевского порта из Колосовки и Долинской до сих порт не электрифицированы. Чтоб повысить грузопоток порта, принято решение о электрификации железных дорог Николаев – Колосовка и Николаев – Долинская. Оба проекта планируют реализовать за средства иностранных инвесторов, в частности Европейского банка реконструкции и развития.