Железная дорога Львов – Черновцы и железнодорожная евроинтеграция Одессы, которая не состоялась

Антон Лягушкин  |  Понедельник , 3 сентября 2018, 11:03
Одной из первых железных дорог на территории Украины могла соединить через Черновцы Одесу со Львовом и стать частью черноморско-балтийского железнодорожного коридора. Однако политика помешала полной реализации этих планов, и 1 сентября 1866 года открылось движение лишь на участке между Львовом и Черновцами – это была третья железная дорога в Украине после линий «Краков – Перемышль – Львов» и «Одесса – Балта». А в дальнейшем железная дорога строилась уже не в направлении на Одессу, а в сторону румынских Ясс.
Железная дорога Львов – Черновцы и железнодорожная евроинтеграция Одессы, которая не состоялась

Впервые про организацию железнодорожного сообщения с Одессой еще в конце 1840-х годов заговорил Павел Петрович Мельников, организатор строительства дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Однако средств на не него не выделили и он лежал под сукном в канцелярии министра путей сообщения Российской империи Петра Клейнмихеля.

В 1851 году предводитель дворянства Полтавской губернии Павловский разрабатывает проект сообщения Одессы с Кременчугом и далее с Москвой. Перспективность проекта он обосновывал тем, что строительство железной дороги будет содействовать развитию промышленности и торговли в украинских губерниях. Павловский имел поддержку дворянских и купеческих кругов украинских губерний, они были готовы инвестировать свои средства в строительство дороги при условии, если государство будет гарантировать им 4% годовой прибыли от вложенного капитала. Через полгода после подачи проекта Клейнмихель соизволил дать ответ Павловскому, в котором фактически отказал в реализации проекта.

Летом 1852 года в борьбу за сооружение железной дороги включаются сами одесситы. Местное купеческое собрание подает в имперскую канцелярию прошение о создании акционерного общества и предоставлении государственных гарантий для строительства железных дорог Одесса – Кременчуг и Одесса – Парканы. Однако Клейнмихель даже не удосужился ответить на это прошение.


Старый вокзал Одессы, разрушенный немецкими оккупантами в 1944 году

О проекте одесситов узнал известный предприниматель Л.В. Дюваль. Он предложил российскому правительству построить железную дорогу из Одессы в Москву через все тот же Кременчуг при условии государственной гарантии годовой 5% прибыли. Проект был поддержан губернатором М.С. Воронцовым, однако Клейнмихель усомнился в реальности такого большого проекта, хотя уже в те времена в США строилось по нескольку тысяч километров железных дорог в год.

Однако одесситы не унывали. Бизнесмены и губернатор Воронцов начали переговоры с английскими инвесторами – лондонскими банкирами Фоксом и Генлерсоном, которые согласились при наличии государственных гарантий строить железную дорогу между Москвой, Кременчугом и Одессой. Проект снова был отвергнут.

Последняя перед Крымской войной попытка начать строительство железной дороги от Одессы связана с предложением инвестировать в нее средства французских банкиров под предводительством Фульда.


Железнодорожный мост около Коломыи через реку Прут

План международного железнодорожного коридора между Черным и Балтийским морями (Одесса – Гамбург) появляется в самом начале 1860-х годов. Его автором является Виктор Оффенгайм фон Понтексин, чиновник управления «Общества Галицких железных дорог имени Карла Людвига», того самого, которое строило железную дорогу между Краковом и Львовом. Позволим себе сказать несколько слов о судьбе этого неординарного человека.

Виктор Оффенгайм фон Понтексин родился в семье венских евреев- католиков в 1820 году. Он закончил юридический факультет Венского университета и с 1843 года работал в судебной системе Австрии. Однако очень быстро он понял перспективность железных дорог и с 1849 года работает в Генеральной дирекции строительства железных дорог при Министерстве торговли Австрии. В 1858 году переходит на работу в «Общество Галицких железных дорог».


Виктор Оффенгайм фон Понтексин (1820 - 1886) - автор проекта железнодорожного коридора "Одесса - Гамбург"

Сразу после открытия дороги «Краков – Львов» Оффенгайм заявляет членам правления и акционерам о том, что вряд ли в скором времени на Правобережной Украине появятся железные дороги. Посему дальнейшее развитие сети должно идти в южном направлении – на Черновцы и далее на Одессу. Таким образом, утверждал Виктор, можно будет создать железнодорожный коридор между Черным и Балтийским морями. Большинство акционеров Галицкой железной дороги скептически восприняли идеи Оффенгайма, однако нашлись и те, которые его поддержали. Среди них был иЛеон Сапега – галицкий землевладелец, который еще в 1830-х годах вместе с выдающимся драматургом Александром Фредро разработал проект первой железной дороги в Галиции.

По проекту Виктора Оффенгайма железная дорога из Львова до Одессы должна была пройти через Станиславов (Ивано-Франковск), Коломыю, Снятын, Черновцы и пересечь границу возле Новоселицы. Разрабатывая проект дороги Оффенгайм учел даже разницу в ширине колеи – совместно должна была строится железная дорога от Одессы до Черновцов широкой русской и узкой европейской колеи.


Черновицкий вокзал во Львове. С него бы могли еще в ХІХ ст. отправлятся поезда в Одессу

Леон Сапега и Виктор Оффенгайм лично встречались с одесскими бизнес-кругами и губернатором Иваном Коцебу. Те поддержали проект, так как российские власти в начале 1860-х годов финансировали лишь строительство железной дороги из Одессы до Балты. В канцелярию канцлера Российской империи был направлено прошение о «даровании концессии» на строительство железной дороги от Одессы к австрийской границе в Новоселице и далее до Черновцов и Львова на следующих условиях – после завершения строительства железная дорога будет еще 90 лет находиться в пользовании акционерного общества Оффенгайма – Сапеги; земли под ее строительство передаются бесплатно, кроме того железная дорога получает бесплатно земли в Одесском порту для строительства перегрузочного терминала. Кроме этого просили длительного освобождения от налогообложения.

Канцелярия Горчакова рассмотрела проект. Несмотря на явную экономическую выгоду, особенно для одесского бизнеса, проект имел и отрицательную сторону, особенно в военно-стратегическом отношении – по новой железной дороге в случае войны с Австрией Габсбурги могли быстро перебросить свои войска и занять стратегически важный одесский порт. Горчаков хорошее знал, что первую удачную переброску войск по железной дороге австрияки уже совершили в конце 1850-х годов.


Вокзал в Ходорове

После длительного рассмотрения прошения Оффенгайма и Сапеги, весной 1865 года император Александр ІІ «милостиво повеливать суизволил» и отказал в реализации проекта. Более того, Виктора Оффенгайма в Российской империи назвали опасным аферистом и запретили ему въезд. Горчаков приказал Мельникову таким образом разработать проект железнодорожной сети на территории Правобережной Украины, чтоб ключевая железнодорожная станция, которая бы соединяла три ветви – на Киев и Москву, на Одессу и к австрийской границе была расположена как можно дальше от австрийской границе. Выбор пал на Жмеринку, которая со временем стала одной из наибольших станций в Украине.


Вокзал в Станиславове (Ивано-Франковске)

Однако Виктор Оффенгайм со своим проектом балто-черноморского железнодорожного коридора также не унывал. Его взгляд теперь был направлен в сторону молодой страны Румынии и ее дунайских портов. В конце 1850-х – в начале 1860-х годов в Румынии железных дорог еще не было вообще. Поэтому князь Александр Иоанн Кузу, правивший Румынией, очень быстро согласился на подписание концессионного договора с Виктором Оффенгаймом. Однако помочь финансами на строительство железной дороги он не смог. Поэтому Оффенгайму, Сапеге и их румынскому партнеру Маврогени для строительства железной дороги пришлось привлечь английских инвесторов.

В Британии в то время разрабатывался проект строительства железной дороги из метрополии в Индию. Есть исторический анекдот, что Леон Сапега с помощью глобуса и шнурков от собственных туфлей доказывал, что наиболее короткий путь из Лондона в Калькутту пролегает через Львов и Черновцы. Так это или нет нам неизвестно, однако англичане таки согласились инвестировать значительные средства в строительство железной дороги Львов – Черновцы – Яссы. Инвесторами стали Томас Брессей, Самуель Мортон Пето и Едуард Беттс. Очень быстро было создано «Акционерное общество цесарско- королевской Львовско-Черновецко-Ясской железной дороги», которое получило концессии в Австрии и Румынии на строительство железной дороги. Уже в 1863 году английские инженеры приступили к трассировке железной дороги на местности, а в 1865 году приступили к строительству на участке от Львова до Черновцов.


Акция железой дороги Львов - Черновцы - Яссы

Строительство велось очень быстрыми по тем временам темпами. Ему не помешали ни Австро-Прусско-Итальянская война 1866 года, ни эпидемия холеры, ни распри с «Галицкой железной дорогой имени Карла Людвига» из-за которых во Львове Оффенгайму пришлось строить еще один пассажирский вокзал.

В 11 часов утра 1 сентября 1866 года с нового вокзала Львова (он находился на месте современного пригородного и имел название «черновицкий») в сторону Черновцов отправился торжественный поезд с правительственной делегацией и специально приглашенными гостями со всех краев империи Габсбургов. На всех станциях поезд встречали восторженные местные жители, а по всей протяженности железной дороги первый поезд встречали группы крестьян, которым машинисты салютовали протяженными гудками, из-за чего паровозу пришлось делать несколько незапланированных остановок для того, чтоб набрать воды. Первый поезд прибыл в Черновцы в 6 часов вечера. Тут произошел торжественный прием и бал. Уже в 1869 году железная дорога была достроена до Сучавы, а в 1871 году – до Ясс.


Железнодорожный мост около Галича

Однако реализовав румынскую часть проекта Виктор Оффенгайм снова попытался реализовать строительство железной дороги между Черновцами и Одессой через буковинскую Новоселицу. Однако этим планам не удалось воплотится в жизнь при жизни Оффенгайма. Еще в 1870-х годах после длительного судебного процесса ему пришлось оставить должность директора Львовско-Черновецко-Ясской железной дороги. В последние годы жизни он занимал должность почетного консула Персии в Австро-Венгрии. Умер Оффенгайм в Вене в 1886 году, там его именем названа улица.

Проект Оффенгайма был не единственным проектом железнодорожной «евроинтеграции» Одессы. Новый проект появился в 1870-тые годы. Он предусматривал строительство железнодорожного коридора «Триест – Одесса». Железная дорога должна была пройти через территории современной Словении, Австрии, Словакии, Венгрии, Румынии, Украины. На украинских землях он предусматривал строительство железных дорог от Берлибаша на румынской границе через Рахов и Делятин до Коломыи и Станиславова (Ивано- Франковска), а также от Черновцов до Новоселицы.


Вокзал в Черновцах (1909 г.)

Проект был реализован в 1880 – 1890-е годы. При строительстве железной дороги довелось решать очень сложные инженерные задачи, особенно на участке Делятын – Рахов. Железнодорожный транскарпатский коридор действовал до и после Первой мировой войны. В межвоенные годы был подписан специальный четырехстронний договор о работе транскарпатской железной дороги между Польшей, Чехословакией, Румынией и Венгрией – она использовалась для экспорта товаров в Советский союз. Работу железнодорожного коридора прекратила Вторая Мировая война – после ее окончания участок железной дороги между Великим Бычковом и Деловым оказался на территории Румынии. На данный момент в аварийном состоянии находиться железная дорога от Рахова до Делового (пропускной пункт Берлибаш), посему речь не идет не только о международном транспортном коридоре, а даже о сообщении между Раховщиной и остальной частью Закарпатья.

Будем надеяться, что евроинтеграция Украины даст возможность возродить железнодорожные коридоры от Одессы до Балтики и Адриатики, планированные и построенные еще в ХІХ веке.


Современный вокзал Одессы

comments powered by HyperComments