«Укрзализныця» планирует списать около трети локомотивов
«На сегодняшний день из общего парка «Укрзализныци» около 30 – 40% локомотивов (тепловозы, электровозы) не подлежат восстановлению. Поэтому после проведения всех процедур мы будем проводить списание, согласно порядку, установленному Кабинетом Министров», – сказал главный железнодорожник страны на пресс-конференции. По его словам порядок списания предусматривает проведение оценки объектов и их реализацию через систему электронных торгов «ProZorro».
Последние официальные данные о количестве электровозов «Укрзализныця» подавала в начале 2017 года. Тогда в ее парке находилось 1720 электровозов постоянного и переменного тока, из них в эксплуатации – 1061, резерв – 150, неисправны – 509 локомотивов. В конце февраля 2018 года «Укрзализныця» обнародовала данные о том, что в инвентарном парке компании насчитывается 609 магистральных грузовых тепловозов, причем все они уже давно отработали установленный производителем ресурс в 20 лет – их средний возраст составляет 31 год. Чуть позднее в марте этого года, Евгений Кравцов сообщил журналистам о том, что в тяговом парке «Укрзализныци» на тот момент находилось 1000 локомотивов – порядка 700 электровозов и 300 тепловозов. Именно из-за недостатка тепловозов именно с них и решили начать обновление локомотивного парка. Первый тепловоз, изготовленный в США, уже прибыл в Украину.
«Пассажирский транспорт» решил более детально изучить ситуацию, которая сложилась с локомотивным парком на украинских железных дорогах. Мы руководствовались неофициальными базами данных и насчитали чуть более четырех тысяч локомотивов. Среди них - 1730 электровозов, 756 магистральных тепловозов и более 1500 маневровых тепловозов. В нашем исследовании - полный анализ локомотивов по их типам и годам выпуска, однако без учета данных об их технической исправности. Также не учтены данные о тех локомотивах, которые находятся на неподконтрольных территориях Донбасса, но учтены и исключены из статистики те, которые захвачены Россией в Крыму.
Итак, начнем с того, что в Украине электрифицировано на постоянном и переменном токе более 47% всей протяженности железных дорог страны. Именно на электрифицированные линии и приходиться львиная доля грузо- и пассажиропотоков. Однако электрификация железных дорог крайне неравномерна. Для примера, на Одесской железной дороге до сих пор не электрифицированы линии в такие областные центры, как Николаев, Херсон и Черкассы. На Львовской железной дороге не единого километра железных дорог не электрифицировано в Ивано-Франковской и Черновицкой областях; в Тернопольской области электрифицирован лишь магистральный ход от Золочева до Подволочиска. Есть множество неэлектрифицированных дорог и на других железных дорогах Украины.
Нужно отметить тот факт, что хотя в 1991 – 2018 годах было электрифицировано более 2500 км. железных дорог в Украине, однако развитие полигона электровозной тяги не сопровождалось закупкой нового подвижного состава.
Одесская железная дорога
Сложная ситуация с локомотивным парком и на Одесской железной дороге, которая обслуживает связь с большинством «морских ворот» Украины. В депо «Одесса-Сортировочная» (ТЧ – 1) на балансе 17 магистральных локомотивов 2ТЭ10М и 2ТЭ116, выпущенные в 1980-х годах. Из них неисправны три.
Одним из наиболее крупных локомотивных депо Одесской магистрали является локомотивное депо ТЧ – 2 в Подольске (ранее – Котовск). Это депо может не только похвалится относительно новой техникой – 18 электровозами 2ЭЛ5 и 2ЭС5 2005-11 годов постройки (все они исправны), но и отличным состоянием остального локомотивного парка. Подольск для вождения пассажирских поездов пользуется 24 локомотивами ВЛ40У, есть тут и ветераны ВЛ60, выпущенные еще в 1960-х годах – 9 из них до сих пор в строю, а два нуждаются в ремонте. Из 65 локомотивов ВЛ80С 1982-91 годов выпуска лишь три в ремонте.
Локомотивное депо ТЧ – 3 «Рени» укомплектовано маневровыми ЧМЭ3, все они (9 локомотивов) исправны. В депо ТЧ – 4 «Помощная» насчитывается 6 магистральных локомотивов 2ТЭ10М 1985-7 годов выпуска. Из них три неисправны, из 21 маневрового тепловоза ЧМЭ3 1971 – 90 годов выпуска в ремонте нуждается один. Локомотивное депо ТЧ – 5 имени Т. Шевченко имеет на балансе 10 магистральных и 22 маневровых локомотива. Из них неисправен лишь один. Приблизительно на таком же уровне ситуация и в ТЧ – 6 «Христиновка», где из 41 магистрального и маневрового локомотивов неисправны лишь 5. Ситуация в ТЧ-7 «Знамянка», где базируется 147 магистральных электровозов вызывает опасения скорее из-за их возраста: здесь все еще в ходу магистральные электровозы ВЛ60 1960-х годов выпуска, из 20 неисправны лишь два. Основа парка – локомотивы ВЛ80Т 1975 – 1980 годов выпуска – их в наличии 127 единиц, два из них неисправны.
Ситуация с техническим состоянием локомотивов хуже у локомотивного депо ТЧ – 8 «Николаев», которые укомплектованы лишь тепловозами. Из 70 магистральных тепловозов Николаева неисправны 16, еще более 10 тепловозов из Николаева трудится на Львовской железной дороге. Локомотивное депо в Херсоне, бывшее ТЧ – 10 закрыто.
Юго-Западная железная дорога
Если говорить о других железных дорогах Украины, то ситуация как с грузовыми, так и пассажирскими локомотивами весьма сложная. Для примера, в ТЧ – 1 «Киев-Пасажирский» Юго-Западной железной дороги основой парка являются чешские локомотивы ЧС4 и ЧС8. Локомотивы ЧС4 изготовлены еще в 1967 – 70 годах, из более чем 110 локомотивов этой модели неисправны 10, из 38 локомотивов ЧС8 1983 – 9 годов неисправны два. Зато из 18 наиболее новых универсальных локомотивов ДС3 2002-8 годов постройки исправен лишь один. Напомним, что электровоз модели ДС3 – совестная разработка Днепропетровского локомотивостроительного завода и фирмы «Siemens». Эти локомотивы имеют тяговую электронику от фирмы «Siemens» и электродвигатели переменного тока завода в Смелянского электромеханического завода. Парадоксально, что именно новые локомотивы простаивают неисправными.
Что до депо ТЧ – 3 «Казатин», то оно укомплектовано электровозами ВЛ80К и ВЛ80Т 1960-70-х годов выпуска. И хотя неисправными здесь простаивают лишь 15 из 167 электровозов, однако очевидно, что электровозы уже практически полностью исчерпали свой ресурс. Из 10 местных магистральных тепловозов 2М62 неисправен лишь один.
Что до такой важной станции как Жмеринка, то ее локомотивное депо ТЧ – 4 укомплектовано лишь 6 пассажирскими электровозами ВЛ40У Львовского локомотивно-ремонтного завода (все 1976-8 годов) и 22 магистральными тепловозами М62, 2М62 и 2ТЭ116. Из них неисправны 8 тепловозов.
Сложная ситуация с локомотивами в депо Гречаны (ТП – 5, Хмельницкий), Шепетовка (ТП – 6), Коростень (ТП – 7) и Конотоп (ТП – 11). Тут много неисправных локомотивов, часть тепловозов временно эксплуатируются на Львовской железной дороге.
Львовская железная дорога
Рассмотрим, для примера, Львовскую железную дорогу, где за годы независимости Украины были электрифицированы на переменном токе линии «Красное – Тернополь – Подволочиск» и «Здолбунов – Киверцы – Ковель» с веткой на Луцк. До этого, напомним, на переменном токе на Львовской железной дороге электрифицированным на переменном токе был лишь магистральный ход «Львов – Красное – Здолбунов». Все электровозы переменного тока Львовской железной дороги сосредоточены в ТЧ-1 «Львов-Запад» и представлены 11 локомотивами ВЛ40У для ведения пассажирских поездов. которые хотя и считаются новыми, однако перестроенны на Львовськом локомотиво-ремонтном заводе из секций локомотивов ВЛ80 1976-78 года. Что до парка грузовых «тружеников», то локомотивы ВЛ80Т, построены в 1970-1980 годах. Из них сейчас работает 27. Еще 10 находятся в ремонте. Есть также еще один локомотив ВЛ80К, который построен еще в 1968 году. 5 локомотивов ВЛ80Т Львов передал на другие железные дороги в 2014 – 8 годах.
Печальная ситуация и с электровозами постоянного тока. На Львовской железной дороге до сих пор в строю локомотивы ВЛ 10 1974 – 76 годов выпуска – в ТЧ-1 «Львов-Запад» 21 электровоз ВЛ10 в работе, еще один простаивает. Кроме них есть еще 3 более современные локомотива ВЛ11М 1988 года выпуска. Кроме этих грузовых электровозов, депо во Львов имеет еще 10 пассажирских локомотива постоянного тока ЧС2. Все они выпущены с 1965 по 1970-й год. Из них четыре на данный момент неисправны.
Что до магистральных тепловозов, то в ходу на Львовской железной дороге в основном тепловозы 2М62 и М62 Луганского тепловозостроительного завода. Одиночных локомотивов М62 в ТЧ-1 «Львов-Запад» всего 5, а именно они используются для ведения пассажирских поездов по неэлектрифицированым участкам. Из локомотивов 2М62У 1988-92 годов выпуска на данный момент неисправны 10, работает 13. Не лучше ситуация и с тепловозами более старой модели – 2М62 – 13 из них неисправны, а 14 – работают. Не радостная ситуация и с маневровыми тепловозами ЧМЭ3 – они выпущены в 1968 – 91 годах: 16 из них ожидают ремонта.
На протяжении последних 10 лет на Львовской железной дороге прекратили свое существование несколько локомотивных депо (тяговых частей) – «Львов-Восток», Стрый, Чертков и Чоп. Оставшиеся там исправные локомотивы переданы другим депо.
Печальная ситуация в Тернополе. Хотя линия через город электрифицирована, на балансе локомотивного депо ТЧ-5 «Тернополь» лишь 8 исправных тепловоза – 6 2М62 и 2 М62. Другие локомотивы неисправны – 2 М62, 4 2М62У и 6 2М62. Выпущены эти локомотивы в 1982 – 91 годах.
Не радует ситуация в локомотивных депо Ковеля, Черновцов и Здолбунова. На балансе последнего остались лишь маневровые тепловозы ЧМЭ3. В Черновцах из девяти локомотивов 2М62 исправны лишь два. Остальные – в ожидании ремонта, причем два из них давно уже на базе запаса Глубокая-Буковинская. Из 16 локомотивов 2М62У 1990-1 годов выпуска исправны лишь 7. Несколько лучше ситуация с тепловозами 2ТЭ10 – все 8 локомотивов исправны. А вот с пассажирскими локомотивами М62 совсем беда – в Черновцах их всего 3, причем два неисправны. Поэтому пригородные поезда часто ведутся маневровыми тепловозами ЧМЭ3. В локомотивном депо Ковеля – 37 тепловозов 2М62 и 2М62У 1983 – 91 годов выпуска. Из них – 14 неисправно, а еще 6 эксплуатируются в ТЧ-1 «Львов-Запад».
Ситуация с подвижным составом в локомотивном депо ТЧ-9 «Мукачево» также критическая. В общей сложности здесь находится на балансе 118 магистральных локомотивов, из них исправны: 8 из 13 локомотивов 2М62 и 2 из 7 пассажирских тепловозов М62. Правда, выпущены они еще в 1970 – 88 годах. Электровозы постоянного тока модели ВЛ11 выпущены после 1987 года, однако более 40 из них неисправны.
Такая вот ситуация с локомотивами на «европейских железнодорожных воротах Украины» – на Львовской железной дороге, через которую проходит весь поток грузов в строну стран Европейского союза.
Приднепровская железная дорога
Если брать Приднепровскую железную дорогу, то тут все еще в ходу магистральные электровозы модели ВЛ8, выпущенные в 1958 – 67 году. Опять таки странность – старые советские ВЛ8 все еще в ходу, а вот относительно новые ДЭ1, выпущенные в 1995 – 2008 году в основном «на приколе». Для примера в депо «Нижнеднепровск-Узел» их 19 электровозов ДЭ1 11 неисправны. Два локомотивных депо – в Пятихатках и Запорожье в последнее десятилетие закрыто.
Далеко не радужная ситуация и на Южной железной дороге. Для примера в ТЧ-2 «Харьков-Главный» насчитывается на балансе 52 пассажирских локомотива ЧС2 1965-71 годов выпуска и 40 пассажирских локомотива ЧС7 1986 – 88 годов выпуска. Из них исправны лишь 20 локомотивов ЧС7 и 12 ЧС2. Острую нехватку исправных тепловозов испытывают депо в Полтаве, Ромнах, Гребенке.
Ситуация с мотор-вагонным составом как электрической, так и дизельной тяги еще сложнее, чем с магистральными локомотивами – на пригородных линиях используются электро- и дизель поезда, изготовленные еще в 1960-х годах. Однако анализ состояния пригородных поездов – это отдельная тема.
Кроме того, значительна часть локомотивного парка осталась на территории Украины, которая сейчас захвачена Россией и сепаратистами.
Подводя общий итог, скажем, что действительно ситуация с локомотивным парком украинских железных дорог крайне тяжелая. Причина этого – крайне малые размеры закупок нового подвижного состава за годы независимостиУкраины. К сожалению, возраст локомотивов типа ЧС2 или ВЛ8 таков, что никакая модернизация им уже не поможет – они устарели как морально, так и полностью выработали свой ресурс физически. Что удивляет – так это простой в неисправном состоянии относительно новых электровозов моделей ДЭ1 и ДС3.
Если говорить про обновление парка подвижного состава, то большой потерей для Украины является то, что завод «Лугансктепловоз» оказался на территории ОРДЛО. Именно этот завод имел ранее наилучший научно-технический потенциал как по строительству тепловозов, так и освоил производство электровозов 2ЭЛ5 (идентичных российскому «Ермаку» 2ЭС5К) и мотор-вагонного подвижного состава. Что до Днепровского электровозостроительного завода, который в советские времена выпускал промышленные электровозы, то судьба его продукции весьма нерадостная. В последнее время Крюковский вагоностроительный завод представил новый двухсистемный локомотив 2ЭКр12. Этот локомотив сможет работать как на линиях, электрифицированных на постоянном токе, так и на линиях с электрификацией на переменном токе. Планируется что новый локомотив будет создан в пассажирском и товарном исполнении.